Главное:

Ни с чем не сравнимая радость открытия мира

Любовь к путешествиям Евгению, экономисту и юристу по образованию, привили родители.

– Первый раз за границей я оказался в девять лет, всей семьей отправились в Турцию. А вообще у нас все большие любители поколесить по миру. За плечами у мамы двадцать три страны, а я уже успел побить её рекорд, побывал в тридцати четырёх и не собираюсь на этом останавливаться, – рассказывает Евгений.

Это первое столь долгое путешествие ярославца.

– Я сказал себе: раз начал – так давай кружок-то сделай. Вы, наверное, удивитесь, но ни мандража, ни страха перед неизвестностью и опасностями, поджидающими меня на пути, не было. Даже когда наш поезд тронулся и покатил в неведомые дали, в голове была одна мысль: «ура! Поехали!». Далее следовали десяток кружек чая, дюжина банок рыбных консервов, пара батонов хлеба, два романа Воннегута, одна бутылочка коньяка и масса сна, составившие в сумме четверо суток в плацкарте, – улыбаясь, рассказывает наш собеседник. – Иркутск встретил нас (меня и мою приятельницу, составившую мне компанию) утренней прохладой и разницей во времени в пять часов. Прогулявшись по местным улочкам, пришёл к выводу, что это полудеревенский город, даже в центре очень много деревянных домов, зачастую по второй этаж ушедших в землю, но притом, видимо, всё ещё кем-то населённых. Зато очень порадовала бурятская кухня, особенно вкусные штуки с забавными названиями – позы и бузы. Это что-то вроде больших пельменей с фаршем и рубленым мясом соответственно. Едят это руками, очень просто, вкусно и сытно. Но главное, ради чего стоит оказаться на сибирской земле, это, конечно, Байкал. Одно лишь слово «Байкал» у меня всегда рождало в голове мысли о чём-то невероятно красивом, недостижимом, далёком и затерянном на просторах нашей необъятной страны. Наш иркутский проводник Илья рассказал, что увидеть всю красоту уникальной природы озера практически нереально. Даже он, побывавший на Байкале много раз, по его словам, видел лишь малую часть. Мы отправились на остров Ольхон, называемый также «сердцем» Байкала, там находится Прибайкальский национальный парк, лучшее место для знакомства с озером. Говорят, что Байкал «живой», и в завываниях ветра можно услышать его голос. Остров Ольхон обдувается ветрами со всех сторон, и каждое направление ветра имеет своё имя и свой характер. Ночью нам довелось услышать голос Байкала. Причём, судя по всему, Байкал был недоволен и решил подвергнуть нас испытанию. Палатку от ветра, дующего со всех сторон сразу, сгибало почти пополам и метало в разные стороны. Следующий день выдался солнечным, тёплым и практически безветреным. Дошли до чудесной бухты, создающей ощущение берега океана, даже цвет воды был океанским. Вода здесь такой чистоты, что можно пить прямо из озера, соб­ственно, я так и делал. Не увидеть Байкал нельзя! – уверенно заявил Евгений.

– Дальше была Монголия... Когда я говорил, что собираюсь поехать в Монголию, все реагировали одной фразой: «А что там делать!?» И действительно, Монголия создаёт впечатление очень невнятной страны, выпуски новостей обходят её стороной, и предположить, что же там вообще происходит и как живут люди, крайне сложно. Именно из-за этого природного любопытства я проложил свой кругосветный путь через эту страну.

ВМонголию оказалось не так-то просто попасть. К всеобщему удивлению, в эту страну нужна виза. В Улан-Батор мы приехали вечером и сразу отправились искать место для ночлега. На следующий день мы купили карту и отправились гулять по городу. Передвижение чуть в стороне от центра оказалось затруднено почти полным отсутствием тротуаров. Видимо, ходить пешком монголы считают ниже своего достоинства, сказывается исторический кочевой характер народа. Вообще, мне показалось, что с автомобилями у монголов особые отношения. Несмотря на то, что страна очень бедная, да к тому же бензин стоит около сорока рублей за литр, такого количества всевозможных огромных «Хаммеров», «Тойот» и «Нисанов» я не видел нигде. Некоторые особо бережливые хозяева возят с собой щётки и постоянно начищают своих многолитровых любимцев до блеска. А как они водят!.. Более отчаянны, чем монгольские водители, только переходящие дорогу монгольские пешеходы, старающиеся превратить дорогу в щекочущее нервы шоу. Я никак не мог уловить суть этого годами выработанного навыка ловко уворачиваться от несущихся автомобилей, поэтому приходилось пристраиваться за каким-нибудь невозмутимым монголом, – с улыбкой на лице вспоминает наш собеседник.

– Главная площадь Улан-Батора впечатлила своими внушительными размерами и монументальным правительственным зданием в центре, у входа в которое по-хозяйски расположился на троне Чингисхан. Пообщавшись с местными жителями (на чудовищной смеси русского, английского и языка жестов), я, к своему удивлению, узнал, что в Монголии есть на что посмотреть. Здесь и природные заповедники, и озёра, и пустыни, и ещё одна огромная статуя Чингисхана недалеко от Улан-Батора. Наибольшее впечатление произвёл рассказ про поющие дюны в пустыне. Надеюсь, что в следующий раз времени будет побольше и удастся их посетить.

Городская архитектура преподнесла очередной сюрприз: даже в центре города стоят юрты, не говоря уж об окраинах. Из многочисленных музеев меня заинтересовал музей головоломок, которые представляют собой предметы, состоящие из нескольких деревянных частей, скрепляющихся и раскрепляющихся особым образом. Число таких частей может составлять от двух до нескольких сотен, а то и тысяч. В целом мои впечатления от города были противоречивые: вроде бы обложка знакома, но содержание при этом абсолютно непостижимо.

Подъезжая на автобусе к китайской границе, мы стали свидетелями великолепнейшего рассвета в степи. Тьму постепенно разрезало своими робкими взглядами выглядывающее из-за абсолютно ровного горизонта солнце, а затем, собравшись с силами, уверенно прогнало остатки ночи. Город Эрлянь разительно отличался от Монголии: зелёные газоны, понатыканные то тут, то там пальмы и новенькие отели, ожидающие приезда первых гостей. Купив билеты на автобус до Пекина, мы по­шли прогуляться по городу. Решив перекусить, зашли в первую попавшуюся кафешку. Картинки в меню не сильно облегчали понимание состава того или иного блюда, пришлось целиком положиться на интуицию. Слабо представляя себе китайскую кухню и размер порций, мы выбрали три казавшихся наиболее вкусными и сытными блюда. Первое блюдо оказалось немыслимой смесью мяса, сыра, яйца, каких-то овощей и ещё непонятно чего, на вкус оказалось съедобным, хоть и достаточно острым. Порция была большая даже для двоих. Второе блюдо – рыба с кусочками очень острого перца и овощами. Третье было боязно даже пробовать, на вид это была смесь фасоли с кусочками поджаренной свиной кожи. Что это было на самом деле, наверняка знал только повар. Из всех блюд китайской кухни больше всего мне понравилось то, которое давно широко известно, – утка по-пекински. Неплохи, впрочем, и жареные осьминоги, которых готовят прямо при вас. Кстати, осьминоги – это самое безобидное в предлагаемом меню из жуков, скорпионов, морских звёзд, каких-то каракатиц, сороконожек и тому подобных сомнительных яств. Нам даже удалось попробовать змею, но она оказалась весьма противная на вкус. Так что китайская кухня во всём мире – это, скорее, бренд, очень далёкий от настоящих китайских закусочных.

Первые ощущения в Пекине были не самые приятные. Усталость, скверная погода с дождём и обилие галдящих китайцев вокруг не располагали к веселью. Зато следующие дни подарили много ярких впечатлений. Первым делом по­шли гулять на площадь Небесного Спокойствия, главную площадь Пекина, к слову, являющуюся самой большой в мире.

Один из дней мы посвятили посещению Летнего дворца. Чудеснейшее место, огромный парк с озером и каналами, с садами и множеством интересных построек. Это просто сказка, которую обязательно нужно увидеть своими глазами. Насладиться Летним дворцом в полной мере мешали толпы оккупировавших его в выходной день китайцев. На следующий день мы наконец-то добрались до главной, на мой взгляд, достопримечательности Пекина – Императорского дворца. Построенный в самом начале XV века, дворец до сих пор поражает своими масштабами и великолепием. Это целый лабиринт залов, каждый из которых имеет своё особое шикарное название, например зал высшей гармонии или зал вечной весны.

...Приближался мой день рождения. Я готовился к нему, собираясь отметить его под девизом: «самый длинный день рождения в мире». План примерно был таков: начать отмечать в полночь по пекин­скому времени, гулять до утра, затем немного поспать и продолжить в Пекине, а вечером в половине десятого нас уже будет ждать самолёт до Лос-Анджелеса. Это даст ещё двенадцать часов празднования в полёте, потом – прибытие в Лос-Анджелес в половине седьмого вечера того же дня и вновь очередное продолжение в другой стране на другом континенте, но всё в тот же день!

В городе Ангелов самые яркие впечатления – от встречи с океаном. Это был прямо как момент истины! Вдруг тебе в нос ударяет солёный запах, и взору открывается бескрайняя водная гладь, волнами атакующая яркий калифорнийский песок. Прошли мимо «Santa Monica Pier», пирс с небольшим парком развлечений, одна из местных достопримечательностей, которую, как и многие другие, вы наверняка видели в многочисленных фильмах про Лос-Анджелес. Пляж оказался широченным, вдоль него протянулись беговые и велосипедные дорожки. Захотелось искупаться, но вода оказалась неожиданно холодной, градусов восемнадцать. Но меня это не остановило, и я с разбегу бросился в воду, – смеётся Евгений.

– В «Venice Beach» (название пляжа) мне понравилось больше всего, вот сюда бы я ещё с удовольствием вернулся!

Последней страной в моём длинном маршруте была Бразилия. Я хотел ещё поехать в Европу, но уже очень устал и решил взять тайм-аут, – заканчивая свой яркий рассказ, говорит нам Евгений.

– Вообще, путешествуя, я пришёл к выводу, что страны можно охарактеризовать по двум элементам: языку и национальной кухне. Вот в китай­ском языке за гранью понимания остаются не только иероглифы, но и само произношение слов. Ругаются ли они или что-то хвалят, рассказывают анекдот или грустную историю, радуются последним покупкам или жалуются на жизнь, человеку европейского менталитета понять это очень сложно. Также и с кухней: ешь очень дёшево, очень много, но совершенно непонятно что. То ли курица, то ли мясо, то ли рыба. А в итоге, по заверениям официанта, это оказывается капуста в кляре. Вывод – любую страну никогда не понять до конца. Просто у них всё по-другому. Я даже не мог свыкнуться с их темпом ходьбы по улицам: то быстрее, то медленнее.

Останавливаться на дос­тигнутом путешественник со стажем не собирается. В список непокорённых стран уже включены Африка, а именно – Мадагаскар, Намибия, Танзания, Мозамбик. Также в планах у Евгения в августе отправиться на фестиваль в Неваду. – Это грандиозное событие. На него съезжаются люди со всего мира и строят в пустыне город. «Фишка» в том, что целую неделю ты живёшь без денег. Каждый привозит с собой всё необходимое и делится с другими, – воодушевлённо рассказывает Евгений.

Всем читателям «Северного края» ярославский путешест­венник пожелал не сидеть на месте, а двигаться вперёд.

– Путешествие – это свобода, поэтому убирайте все преграды из вашей головы и помните, что возможно всё, даже то, что на первый взгляд кажется нереальным. Двигайтесь только вперёд и вверх и не забывайте о том, что наш мир огромен и прекрасен! (Смайлик в конце не забудьте поставить), – смеётся Евгений.