266

Модернизация госуслуг

К 1000-летию Ярославля област­ная власть планирует оказывать в электронном виде пять государственных услуг.
Не в кабинет, а в интернет
Мечта покончить с хождениями по кабинетам чиновников и бесконечным сбором справок для получения госуслуги с каждым днем становится для жителей области все реальнее.
Задачу, поставленную президентом Дмитрием Медведевым – перевести все госуслуги в электронный вид, успешно выполняют в Ярославской области.
Месяц назад открылся портал госуслуг – сайт gosuslugi.yarregion.ru, где каждый пользователь может получить полную информацию об интересующей его услуге и даже скачать бланки заявлений, справок и прочих документов в электронном виде.
По словам директора областного департамента информационно-аналитического обеспечения органов государ­ственной власти (ДИА) Дмитрия Пономаренко, новшество значительно упрощает жизнь простого обывателя: экономит время, деньги, а главное – нервы.
– Какие операции необходимо осуществить человеку без помощи интернета, для того чтобы получить сегодня, например, социальную льготу? – рассуждает директор ДИА. – Сначала он должен прийти в то ведомство, которое оказывает услугу. Узнать, какие документы надо подать, чтобы обладать правом на льготу, и какие справки собрать. Получить бланки этих справок, заполнить их. Затем в приемные дни и часы (возможно, потребуется отпрашиваться с работы) принести все это в кабинет к чиновнику, причем попасть туда можно, только отстояв очередь. А тут вдруг и окажется, что у него какой-то справки не хватает или где-то закралась ошибка. Масса усилий человека закончится ничем, и вновь начнется хождение по кабинетам.
Теперь, уверен Дмитрий Пономаренко, ситуация изменилась коренным образом. Заходит человек на сайт госуслуг и выбирает ту, которая ему необходима. Все услуги на сайте разбиты на категории, причем двумя способами. Первый – так называемый, отраслевой. В этом случае, пройдя по ссылке, можно узнать перечень всех услуг, положенных в определенной сфере – допустим, ЖКХ или здравоохранения. Второй способ ориентирован на потребителя. Например, пользователь является ветераном, студентом или многодетной матерью. Нажав на ссылку, обозначающую его статус (а на портале учтены все без исключения категории граждан), он может увидеть все услуги, которые ему полагаются. А также прочитать другую полезную информацию – например, осуществляется ли удовлетворение заявки безвозмездно и какие есть основания для ее отклонения.
Получив информацию, пользователь может скачать бланки справок – они также выложены на портале – и, заполнив их, уже смело идти в профильное ведомство.
Внедрение – поэтапно
Все это, безусловно, удобно. Но, как говорит директор департамента, скоро будет еще удобнее.
– Есть задача руководства страны – перевод гос­услуг в электронный вид, – рассказывает Пономаренко. – Выполнение этой задачи на федеральном уровне разделено на этапы. Всего их пять.
Первые два этапа – информирование об имеющихся возможностях с помощью портала и выкладка электронных форм.
– Причем по федеральному плану регионы должны выполнить эти два этапа к первому января 2011 года. А у нас они уже готовы, то есть мы идем с опережением графика, – особо подчеркивает Дмитрий Васильевич.
Третий этап – возможность подачи документа через интернет. Например, в условиях предоставления услуги сказано, что необходимо предъявить паспортные данные. В таком случае пользователь может просто отсканировать паспорт и, пользуясь инструментарием портала, отправить файл.
Причем впоследствии эти данные не канут в небытие, поскольку четвертый этап предусматривает возможность просматривать статус своей заявки с помощью сервиса «личный кабинет». Зайдет в него пользователь и сможет отследить, что происходит с его заявкой – находится она на рассмотрении или уже есть решение. Когда все это действительно воплотится в жизнь, рядовой гражданин уже никогда не услышит от чиновника фразы «мы потеряли вашу заявку», «заявка не дошла» и избежит прочих мелких неприятностей, заставляющих человека вновь проходить всю процедуру.
И, наконец, пятый этап, после реализации которого пользователь сможет получать услуги, например какое-либо разрешение, в электронном виде.
– Но, конечно, надо понимать, что не все услуги могут быть доступны подобным образом. Часть требует личного присутствия гражданина в кабинете чиновника, – объясняет Дмитрий Пономаренко.
Достижение конечной цели в федеральном масштабе намечено на 2015 год, однако ярославские региональные чиновники намерены сделать жителям подарок уже к тысячелетию.
Cвязь через терминал
– Сейчас мы прорабатываем проект по пилотному переводу пяти региональных услуг полностью в электронный вид. То есть хотим реализовать на их примере все пять обозначенных этапов. Причем сделать это правительство области намерено к тысячелетию Ярославля, – говорит директор ДИА.
По его словам, в качестве пробного шага выбраны самые простые направления, и притом – региональные.
– Как правило, в процесс оказания услуги вовлечены несколько структур, – объясняет директор департамента. – Федеральные в том числе. Например, часто требуется предоставление выписки из Пенсионного фонда, из налоговой инспекции. Чем больше структур вовлечено в процедуру, тем сложнее специалистам прописать техническую задачу. Ведь необходимо, чтобы программа могла сама собирать данные по конкретному лицу из различных баз – и региональных, и федеральных. Потребуется определенное время для того, чтобы выстроить договорные отношения со всеми структурами.
А на примере простых услуг – с обращением в минимальное количество инстанций, и к тому же не федеральных, а региональных – специалисты совершат обкатку, чтобы впоследствии уже более эффективно работать над дальнейшей электронизацией.
Сейчас в регионе разрабатывается целевая программа «Повышение эффективности деятельности органов государ­ственной власти» на 2011–2013 годы, в которой отдельной строкой пойдет финансирование работы по переводу госуслуг в электронный вид. Конечно, в Ярославской области пока не у каждого есть доступ к интернету. И особенно актуальна эта проблема для села. Но там, как пообещал губернатор Сергей Вахруков на одной из пресс-конференций, посвященных развитию электронного общества, будет развернута сеть терминалов. Стратегическим направлением решения проблемы «последней мили» доступа в интернет, в том числе в самых удаленных населенных пунктах области, на данный момент является построение инфраструктуры беспроводного широкополосного доступа. Областная власть сейчас активно ищет инвестора, заинтересованного в развитии инфраструктуры широкополосного беспроводного доступа с целью предоставления универсальной связи в сельских районах области.
Екатерина АБРАМОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14z8/
ЖКХ

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость