Вальс-метель
На исторический бал «Зима 1812 года» в Ярославль съехались гости из многих регионов России
Ведущий громогласно объявляет вальс-котильон. Кавалеры в гражданских и военных мундирах времен Александра I, легко скользя по паркету, устремляются к столпившимся в уголке слегка запыхавшимся, порозовевшим, с сияющими глазами дамам в присобранных под грудью платьях по моде эпохи ампир с прическами в античном стиле. Одно мгновение полной неподвижности – и вдруг десятки пар как снежинки, подхваченные ветром, начинают кружиться по залу в едином все ускоряющемся ритме.
Война и мир по-ярославски
– Наша студия исторического танца «Зазеркалье» готовилась к этому событию почти два года, – рассказывает один из организаторов бала Борис Стратилатов. – Мы решили не просто подготовить танцевальную программу, а открыть для себя еще одну страницу истории тысячелетнего Ярославля и воссоздать атмосферу провинциального бала времен Отечественной войны 1812 года. Сведения собирали буквально по крупицам. К примеру, в мемуарах сохранились воспоминания о том, что в 1811 году российский императорский двор открыл для себя французскую кадриль. Мы включили ее в список танцев, как и величественный полонез, мазурку, русскую кадриль, тампет, экосез, разнообразные контрдансы – вальс герцога Кентского, Кембриджский вальс и другие.
Вслух удивляюсь: а разве в Ярославле ровно 200 лет назад танцевали? Только представим себе – страна испытывает тяготы войны, Москва занята французами, в Кремле – Наполеон и его гвардия, тысячи семей носят траур по своим близким. До танцев ли тут?
– В Дворянском собрании балы устраивались, – возражает мой собеседник, – об этом есть подлинные свидетельства. Тогда в Ярославле было как никогда многолюдно. Город стал убежищем для многих дворян, которых война вынудила спешно покинуть Москву. Здесь формировалось ополчение, позднее вместе с армией воевавшее в России и Европе. В развернутых после Бородино госпиталях лечились раненые русские офицеры. А французские содержались в специальном перевалочном пункте для военнопленных и в домах помещиков, относившихся к затворникам снисходительно. Даже в разгар войны, несмотря на горести и невзгоды, светская жизнь продолжалась. К тому же в Ярославле было создано отделение женского благотворительного общества, и балы стали местом сбора пожертвований для семей, пострадавших от войны.
Удивительно, но романтическое действо «Зима 1812 года» мало напоминало первый бал Наташи Ростовой из знаменитого фильма «Война и мир». Оказывается, прославленный режиссер и гений Сергей Бондарчук в исторической реконструкции был не силен. Хореография в его эпическом творении великолепная, но далекая от исторической достоверности.
– Пожалуй, немного похожи позы, манера держать руки, но техника исполнения совершенно другая, – объясняет Борис.
Обращаться к истории родного края – добрая традиция студии «Зазеркалье». Достаточно вспомнить бал-маскарад 2010 года, участники которого перенеслись на крыльях воображения в 1866 год и смогли лично поздравить с производством в вице-адмиралы тогдашнего военного и гражданского ярославского губернатора Ивана Семеновича Унковского. А вот под живую музыку на балах «зазеркальцы» еще не танцевали. В этом году впервые для хозяев и гостей играл ансамбль Александры Нероновой: в зале звучали мелодии, очень популярные два века назад.
Эпоха возрождения
Уже после бала Борис показал внушительный электронный каталог.
– Здесь изданные на протяжении нескольких веков английские, французские, итальянские, немецкие и русские учебники по обучению танцам. Многие из нас читают их на языках оригинала, – отметил он мимоходом.
Войдя в ассоциацию исторического танца, «зазеркальцы» получили доступ к сокровищнице исторических материалов, которые собирает и бережно сохраняет сообщество. Что-то они получают из интернета, что-то из российских и иностранных библиотек. За почти полтора десятка лет существования студии изучены тысячи томов.
К каждому историческому периоду шьется соответствующий бальный костюм. Старожилы студии своим уже и счет потеряли.
– Когда переезжали на новую квартиру, первое, что купили, – огромный платяной шкаф, чтобы все наряды мои и мужа в него поместились, – смеется супруга Бориса, его неизменная соратница по студии Елена Стратилатова.
– Пошив костюма это всегда компромисс между желаниями и возможностями, – уверена участница бала Ольга Власова. – Не каждому по карману купить 7 метров натурального шелка или бархата на платье да еще заказать в интернет-магазине туфельки за несколько тысяч долларов.
Ольга штудирует книги по истории костюма, изучает его детали по живописным полотнам, листает пожелтевшие от времени французские журналы мод. Потом сама строит выкройки и кроит изделия. Некоторые педантичные реконструкторы полагают, что платья «под старину» нужно шить исключительно руками. Ольга с ними не соглашается и без устали строчит на швейной машинке. Привыкнуть к некоторым деталям старинного дамского туалета нелегко. Рассказывает, что, когда в первый раз ее корсет затянули до осиной талии, едва могла дышать. А потом ничего, носила без риска упасть в обморок и даже отплясывала в нем на балах. Еще одна важная деталь женской одежды середины XIX века – кринолины. В отличие от современного свадебного исторический кринолин спереди совершенно плоский, зато очень объемный с боков и сзади.
– Чтобы создать такой эффект, я раздобыла 30 метров стальной проволоки и вставила ее в клинья юбки. Ушло без остатка, – удивляет Ольга.
«Зазеркальцы» и их единомышленники пытаются возродить не только подзабытые элементы общечеловеческой культуры, но и мироощущение благородного человека прошедших эпох, его рыцарское отношение к женщине. Пожалуй, своих героев они слегка идеализируют. Зато сами охотно следуют этому идеалу.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n27qc/
Комментарии: