Главное:
Воскресная рецензия. «Белый Бог»: месть Белого Бима

Воскресная рецензия. «Белый Бог»: месть Белого Бима

Новый фильм венгерского режиссера Корнела Мундруцо на прошлогоднем Каннском фестивале получил специальный приз за созданные образы собак. И эта награда, безусловно, была заслуженной – четвероногие герои «Белого Бога» играют великолепно, кинологами была проделана огромная работа. Шутка ли – скоординировать действия двух с половиной сотен собак…

Жаль только, что это едва ли не единственное достоинство фильма. Начинаясь с мощного тревожного, пробирающего до дрожи пролога с идеально выверенными кадрами под торжественную оркестровую музыку, он впоследствии обращается к «съемке с рук». Причем амплитуда тряски камеры такова, что зритель рискует заработать морскую болезнь. Ощущение не из приятных, и это, видимо, входило в планы режиссера, создавшего на редкость отталкивающий образ мира и живущих в нем людей.

В первую очередь нас знакомят с отцом главной героини. Работая на мясокомбинате, он сначала бесстрастно наблюдает за разделкой коровьей туши (процесс показан во всех подробностях), а после пытается смыть пятно крови с идеально белого халата. Безуспешно – в глазах зрителя он безнадежно запятнан, хотя по большому счету ничего экстраординарного не произошло. Или кто-то был не в курсе, откуда берется мясо?

Но настоящие зверства начинаются дальше – после того, как уехавшая на научную конференцию мать оставляет дочь-подростка Лили и ее собаку Хагена пожить у бывшего мужа (отца девочки). Родитель с первых же минут начинает третировать и дочь, и ее четвероного друга, запирает собаку в ванной, а узнав, что за животное придется платить налог, и вовсе оставляет его посреди оживленной трассы, несмотря на отчаянные вопли дочери.

Нарочито бездушны здесь абсолютно все люди, кроме, разве что, Лили. И это лишает фильм всякого правдоподобия. Вместо социальной драмы, обращающейся к действительно крайне актуальным и болезненным проблемам регулирования численности бродячих собак и жестокого обращения с животными, зритель получает набор грубых манипулятивных приемов. Их эффективность кажется довольно сомнительной, поскольку через некоторое время количество человеческих зверств достигает предела, после которого чувствительность к ним теряется.

Впрочем, ближе к финалу картины понимаешь, для чего нужны были эти преувеличения. Для того, чтобы, когда озлобившиеся животные, вырвавшись из приюта, начнут рвать на части своих обидчиков, у зрителей не осталось сомнений: люди это заслужили. Фильм принципиально упрощен, его выводы однозначны и не терпят возражений. И взятая в качестве эпиграфа цитата из Рильке: «То, что пугает нас, на самом деле нуждается в нашей любви» – подчеркивает эту однозначность. Собака бывает кусачей только от жизни собачьей…

Финал подан почти как хеппи-энд. Трогательное единение людей и собак, эффектный снятый с верхней точки план площади, на которой в геометрически выверенном порядке расположились люди и животные, благодатная тишина. Очень мирная картина, которая красиво завершает фильм, оставляя за кадром всю сложность ситуации. Авторов совершенно не беспокоит вопрос, насколько на самом деле безопасна для города огромная стая обиженных людьми недрессированных крупных собак. И насколько безопасен для Лили и тем более для ее внезапно исправившегося отца милый пес Хаген, по ходу фильма натасканный на убийство и уже несколько раз убивавший не только животных, но и людей.

В результате драма упрощается до нравоучительной истории, призванной напугать своей нарочитой жестокостью и не претендующей на более глубокое восприятие. Едва ли такой подход способен пробудить в людях любовь и милосердие.

Смотреть в Ярославле: киноклуб «Нефть».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кино недели».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n45kg/
кинорецензия

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость