Главное:
883

«Обловленные» заплатят

Деньги от платной рыбалки должны оставаться в регионах, считают участники «круглого стола», обсуждавшие новый законопроект о рыболовстве

Росрыболовству РФ удалось-таки закрепить в направляемом в Государственную Думу проекте закона принцип того, что большинству рыболовов-любителей за свое хобби придется платить.

Обошли меня, обошли

Приехавший в Ярославль из Твери на специальный «круглый стол» начальник Верхневолжского территориального управления Росрыболовства Сергей Воробьев о фиш-карте говорил как о деле решенном.

Правда, ее стоимость еще окончательно не определена: называются цифры 365 и 500 рублей. Это, по словам Сергея Юрьевича, сумма совершенно не обременительная, а купить «пластик» можно будет, не тратя время на хождения по чиновничьим кабинетам, чуть ли не на любой бензозаправке.

Как отметил чиновник, чтобы реки и озера были щедры на улов, необходимо содержать рыбоохрану, проводить очистку и мелиорацию водоемов, их зарыбление. А все это немалых денег стоит. Так почему бы поклонникам «водной охоты» за удовлетворение своей страсти и не раскошелиться? Ведь это для них увлечение, а не способ прокормить семью. Его неожиданно поддержал заведующий лабораторией Института биологии внутренних вод РАН Юрий Герасимов.

– Рыбные запасы региона катастрофически сокращаются, – отметил ученый. – Причем любители лова сегодня так хорошо экипированы, что, по некоторым оценкам, их доля составляет не менее трети в общем объеме выловленной рыбы. Причем эта треть самая ценная: крупные экземпляры, маточное поголовье, которое «выбивается» из популяции троллингом (способ ловли с использованием моторизованного плавсредства).

До 80 процентов рыбачивших на Рыбинке – это приезжие. Они ярославцев обловили, – считает Юрий Викторович. – Поэтому мне непонятно, почему ярославские любители лова так противятся введению фиш-карт, средства от продажи которых пойдут на реанимирование местных водоемов. Причем заплатят за это преимущественно питерцы и москвичи!

За рыбкой – с паспортом

Увы, это далеко не столь очевидно. Ведь льготными категориями, имеющими право на бесплатную рыбалку, остаются дети, пенсионеры, инвалиды I и II групп и жители муниципальных образований, удящие рыбу в пределах их границ. Но муниципальные образования – очень ограниченные территории. И по логике законопроекта жители Ярославля в черте своего города смогут ловить без фиш-карты (но с паспортом), а выезжая даже в Ярославский район, должны будут ее купить?

Например, главный лоббист закона о платной рыбалке руководитель Росрыболовства РФ Андрей Крайний в интервью информагентствам в середине ноября в Казани сказал, что фиш-карта понадобится «только тогда, когда ты из одного региона приезжаешь ловить рыбу в другой». В то же время в интервью «Российской газете» из его уст прозвучало принципиально иное определение.

– Если человек, условно говоря, живет в деревне Рогово на реке Волге, то рядом с деревней он ловит рыбу бесплатно. А если он соберется порыбачить в деревне Гринино за шесть километров от Рогово, то там он должен рыбачить с фиш-картой? – задал вопрос корреспондент «РГ».

Андрей Крайний:

– Получается, так.

– В формулировке нет конкретики, – признал даже Сергей Воробьев. – Мне самому это пока непонятно. Думаю, при обсуждении законопроекта в Думе и разработке подзаконных актов к нему этот момент обязательно будет уточнен.

Проблема еще и в том, что фиш-карта всех «подстрижет» под одну гребенку: и тех, кто каждый выходной прочесывает акваторию водохранилища троллингом, и тех, кто раз в месяц ловит с берега на одну удочку. А главное, если восторжествует принцип «плати за хобби», не окажутся ли следующими после рыбаков в списке кандидатов на взимание сборов грибники, ягодники, бортники и травники?

Берегут… браконьера

Это тем более обидно, что, вознамериваясь собирать «налог на рыбу» со всех любителей удочки, законодатель почему-то – вопреки собственной логике! – проявляет поразительную снисходительность к браконьерам, которые действительно наносят колоссальный ущерб биоресурсам водоемов. Ни для кого не секрет, что малые речки области буквально кишат сетями. Сознательные рыбаки уже несколько лет требуют запретить свободную продажу сетей. Но ничего для этого не делается. То же самое и троллинг. Еще сравнительно недавно в значительной части регионов Волжско-Камского бассейна он был вне закона. Сейчас разрешен. Да и инспекторов рыбоохраны осталось всего 17 на всю область. А в советское время только на Рыбинском водохранилище их было 110. Поражает и необыкновенная лояльность правоприменительной системы к злостным браконьерам (смотрите справку «ЯР»).

Результативности в деле охраны рыбных запасов это явно не прибавляет. Представители Росрыболовства с самых высоких трибун заявляют о необходимости более сурового наказания для нарушителей и увеличения штата рыбоохраны как минимум вдвое.

По словам Сергея Воробьева, Верхневолжское управление Росрыболовства в ближайшее время получит новый катер для рыбоохраны. Но, увы, Ярославской области он не достанется. Принято решение передать его в Нижегородскую область – для защиты от поползновений последнего на Верхней Волге еще не «убитого» нерестилища осетровых.

Что видно с федерального Олимпа?

В связи с этим возникает главный вопрос: куда Росрыболовство планирует направлять собранные с рыболовов деньги?

– Предполагается создать специальный внебюджетный фонд экологии и восстановления рыбных запасов, – пояснил Сергей Воробьев. – Туда будут стекаться средства от фиш-карт и тратиться на три цели: воспроизводство рыбы, мониторинг водоемов и мелиорацию.

Даже если карту купит лишь каждый десятый из 25 миллионов рыболовов-любителей страны, в фонд хлынет финансовый поток в миллиард и более рублей. Сможет ли проконтролировать правильность их расходования попечительский совет? Вопрос спорный.

Тем более непонятно, как фонд будет выстраивать взаимоотношения с регионами.

– К примеру, Ярославская область попросит денег на то или на это, – высказывает свое суждение Сергей Воробьев. – Только потом составляются сметная документация, проект. И после утверждения фонд необходимые работы оплачивает.

Но разглядят ли проблемы наших водоемов, особенно малых, с федерального Олимпа? Не правильнее ли передать полномочия на областной уровень?

И никаких заборов!

Кроме того, рыбаков волнует: если они все же купят фиш-карту, не придется ли им «отстегивать» деньги еще и предпринимателям, которым переданы в аренду некоторые участки водоемов? По словам Сергея Воробьева, не придется. Но он подчеркнул, что это «его личное мнение». Кроме того, в новой редакции законопроекта четко прописано, что участки для организации платной рыбалки могут создаваться только на искусственных или потерявших рыбохозяйственное значение водоемах. На Рыбинке, по его словам, это будет невозможно.

– Но я хочу обратить внимание на то, что даже в случае передачи участков пользователям, они не имеют права ограничивать доступ к водоемам отдыхающим без удочки, – заявил Сергей Юрьевич. – Всем, кому хочется купаться, загорать, просто наслаждаться покоем у воды. Пруды и озера нельзя огораживать забором. Те, кто это делает, сами нарушают закон.

Справка «ЯР»

– За 11 месяцев этого года нами передано в правоохранительные органы 163 материала для принятия решения о возбуждении уголовных дел по фактам незаконной добычи рыбы, – рассказывает начальник Ярославского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Алексей Чикалев. – Из них только 6 были доведены до судов. Срок – условный – получил лишь один браконьер. Троих подсудимых оправдали. Стольких же наказали штрафом в 2000 рублей.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nifb/
Ярославльзаконопроектинтервью

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость