Главное:
282

Право на воду

Комитет Госдумы по охране природных ресурсов назвал Ярославскую область одним из десяти самых неблагополучных регионов, где население потребляет некачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям воду. Эта проблема накапливалась десятилетиями, и сегодня, по данным департамента ЖКХ, почти половина всей питьевой воды на территории области не соответствует нормам. Особенно плохи дела в сельской местности, где 75% объектов водоснабжения находятся в аварийном состоянии. Есть населенные пункты, где люди вообще остались без воды.
К проруби на пятой точке
Деревня Лаптево Курбского сельского поселения Ярославского района умирать не собирается – 40 человек живут здесь и зимой, а летом вообще во всех домах появляются обитатели. Работы, конечно, здесь сейчас нет никакой, но рядом отличная дорога, и кто-то зарабатывает деньги в Курбе, кто-то ездит в Спасское, да и Ярославль недалеко. В Лаптеве даже строят большие богатые коттеджи. Единственное, что может эту деревню задушить, – проблема с водоснабжением. Она дошла уже до гневных разборок между лаптевскими активистами и линейным управлением №2 ОАО «ЖКХ «Заволжье», которое содержит на своем балансе водонапорную башню, не желающую работать.
Конечно, башню давно пора отправить в утиль, за 30 лет ее начинка устарела не только морально.
– Строительство водопровода в деревне я сама пробивала вместе с депутатом Екатериной Лебедевой еще в 1980 году, – рассказывает предысторию старожил Лаптева Галина Удалова. – Деревня у нас большая, растянута прилично, поставили тогда три колонки, все работало исправно. Но вот последние 3–4 года просто мучаемся, воды постоянно нет.
Как деревенские выходят из положения? Кто-то возит воду на машине или на санках из соседней деревни Скрипино, кто-то пробурил собственную скважину или выкопал колодец, но большинство вынуждены ходить за водой на речку Курбицу. А это – риск для жизни в самом прямом смысле слова.
– Вы попробуйте-ка дойдите до этой речки, все ноги переломать можно! – сердится жительница деревни Татьяна Степанова. – У нас шесть инвалидов живут! И все вынуждены ползать с ведрами по крутым берегам, по колено в снегу.
– Кто первый утром встанет, тот и протаптывает тропку к реке, – рассказывают местные дедушки. – А за день-то сколько раз приходится ходить, только для дома надо ведра два, а уж если баню топить, то и вовсе ведер шесть-семь…
Узкая дорожка то и дело ныряет с холма на холм, а с крутого берега к проруби приходится спускаться на пятой точке. Тут и с пустыми руками пройти сложно, а пожилые люди – здесь есть даже 95-летняя старушка! – вынуждены нести полные ведра.
– Теперь уже моемся только раз в две недели, – грустно разводит руками пенсионерка Галина Удалова. – У меня три инфаркта, диабет, я деду не помощница, а он много ли может натаскать воды, тоже ведь не молоденький.
Но даже если вы благополучно донесли ведро до родного крыльца, счастья все равно маловато: вода из Курбицы – отвратительного качест­ва. Небольшая речушка собирает все стоки из многочисленных бань на ее берегах и с фермы в деревне Карпинское. А это чревато заболеваниями. Как говорят в Лаптеве, речную воду им не только пить противно, в ней даже мыться и стирать страшно.
Такси для слесаря
Жители деревни дружно обвиняют в создавшейся ситуации ЖКХ:
– Как водонапорная башня может стабильно работать, если за ней нет должного присмотра! Тут у нас одна женщина бралась следить за насосом, полгода все было нормально, но ей ничего за это не заплатили, и она отказалась. Мы потом ходили, собирали с людей деньги, чтобы следующий работник был как-то заинтересован, но и этот вариант не прошел. Деревенские стали возмущаться: мол, за что тогда платим коммунальщикам.
Безнадзорный насос, работавший в автоматическом режиме, этой зимой захлебнулся окончательно, нарастив вокруг башни ледяные сталактиты.
Особенно ругают в деревне мастера ЖКХ Владимира Кольчевского, который как раз отвечает и за Лаптево, и за многие другие близлежащие деревеньки.
– Вы представляете, на наше обращение он отвечает: мол, вызывайте мне такси – тогда приеду, я к вам пешком не пойду! – с обидой вспоминают недавний конфликт лаптевцы. – А откуда у нас лишние деньги?
Сам Владимир Николаевич считает виновными как раз жителей деревни.
– Во-первых, там всего человек пять исправно платят за эту услугу, – ответно возмущается мастер. – А во-вторых, кто-то из местных вскрыл помещение водонапорной башни и самовольно запустил насос. Насос слабомощный, разбор воды небольшой, вот и спалили его. А так наши слесари по скважинам регулярно проверяют все объекты.
Но жители Лаптева решили справиться с проблемой во что бы то ни стало: обратились к депутату поселения Никите Никитину и привлекли СМИ.
Ненужное наследство
В ЖКХ «Заволжье» уже не рады, что взяли на баланс ряд старых водонапорных башен в населенных пунктах Ярославского района – мороки с ними много, все ложится на убытки предприятия. Сами коммунальщики предлагают единст­венный, на их взгляд, реальный вариант – выкопать колодец. Но этому противятся потребители, ведь во многих селах вода проведена прямо в дома, и от этого блага в пользу колодца мало кто откажется.
В администрации Курбского сельского поселения по лаптевскому вопросу тут же добавили, что не лучше обстоят дела с водонапорными башнями в деревнях Иванищево и Каблуково, где система водоснабжения вообще до сих пор на балансе совхоза. Руководству сельхоз­предприятия приходится отвечать перед прокуратурой за перебои с водой, платить штрафы за ее санитарно-химическое состояние, но «сбагрить» непрофильные активы в ЖКХ никак не удается. Там уже поняли, какое наследство им валится на баланс со всех сторон, и находят формальные поводы для отказа.
Коммунальщикам можно в принципе посочувствовать: «Заволжье» обязано предоставлять воду даже в условиях финансового дефицита. Иначе те же жители деревни Лаптево могут подать иск в суд. И выиграть. Клиент в данном случае будет прав.  

В 2010 году начинается реализация целевой программы «Чистая вода Ярославской области». В ходе ее реализации будет сделана реконструкция существующих объектов водоснабжения и построены новые. На это планируется потратить более 5 миллиардов рублей из федерального, областного и мест­ных бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Пока верстался номер
За день до сдачи номера газеты в печать из деревни Лаптево сообщили, что замороженную скважину отогрели, в нее поставили и запустили новый насос. А летом в центре деревни будет построен колодец.

Ольга БЕГУНОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14ug/
ЯрославльЖКХстроительство

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость