Главное:
187

Наломали дров

Лес – это не только грибы, ягоды и кубометры древесины. Сегодня зеленая зона превратилась в территорию конфликта. Виной тому, считают специалисты, действующее законодательство, позволяющее «людям с улицы» наводить в государственной кладовой свои порядки. На прошлой неделе ситуацию обсудили в областном департаменте лесного хозяйства.
Не рубят и не сажают
За три года, что прошли с момента реформы лесной отрасли и принятия нового Лесного кодекса, 68% лесных площадей в регионе отдали в аренду, причем только 1,5% из них – под культурно-оздоровительные цели, остальное – для лесозаготовки. На вырубке, продаже и обработке древесины арендатор может зарабатывать, не забывая при этом о своих обязательствах. Так, он должен вырубать плохой, перестойный лес, сажать новые деревья, проводить противопожарные мероприятия и т.д. Но, по словам директора областного департамента лесного хозяйства Владимира Кузина, только половину всех арендаторов в регионе можно назвать добросовестными.
– Плохо идет уход за лесными культурами, подготовка почвы под посадки проведена только на 81 процент, – сообщил Кузин. – Что касается вырубки, то из запланированного объема выполнено только чуть больше 30 процентов.
Директор приводит и конкретные примеры: брейтовское ООО «Зоомир» вырубило леса лишь на 6,6%, переславское ОАО «Лось» – на 10%, ООО «Лесозаготовительная компания «Кедр» арендует площади и в Гаврилов-Ямском, и в Переславском районах и нигде не выполняет объемы по вырубке.
– Как следствие – перестойные деревья, которые не выделяют кислород, а только гниют, падают и губят все вокруг, – говорит Кузин. – Провалы в объемах по лесозаготовке влекут за собой срывы сроков лесовосстановительных работ. А это очень важно – сразу не высадил лес на вырубленном участке, через два года тут уже пошла малина, прочие кустарники, и уже ничего не посадишь.
В довершение ко всему – у многих арендаторов большие задолженности по арендной плате. Так, на данный момент не поступило в федеральный бюджет 10,9 миллиона рублей, в областной – 5,5 миллиона.
Заложники кризиса
Для неблагоприятного положения дел в лесном хозяйстве есть много причин. К примеру, чтобы выполнять свои обязанности, арендатору нужно заработать на сбыте леса, а он продается плохо. И не только из-за кризиса.
– Лес у нас, мягко выражаясь, низкокачественный, в основном лиственный, а на рынке больше востребованы ель, сосна, они и стоят дороже, – рассказывает Александр Голосов, директор ОАО «Любимский лесокомбинат» (кстати, один из самых добросовестных арендаторов).
Все дело в том, что, когда в послевоенное время страна восстанавливала народное хозяйство, по Волге в другие регионы из нашего края сплавляли огромное количество леса. И вырубали не лист­венный – он намокает и тонет, а именно хвойный. Как результат – огромный дефицит сосны и ели. Для сравнения: в Ярославской области хвойной лесосеки – 20% от общей площади, а в соседней Владимирской – 60%.
Региональные чиновники считают, что спасением могут стать деньги из федерального бюджета.
– Средства на лесовосстановительные работы должно выделять государство, – уверен Кузин. – Все-таки деньги с аренды поступают в федеральный бюджет, а оттуда арендаторы не получают ничего. Я неоднократно поднимал этот вопрос в Москве, и, надо сказать, его обещали решить – хотя уж точно не в нынешнем году.
Вот только велика вероятность, что федералы деньги выделят, но моментально поднимут ставку арендной платы.
– Да уж, мы на сей счет особо не обольщаемся, – подтверждает Александр Голосов.
Нашествие варягов
Но это проблемы тех, кто пытается вести свой бизнес честно. Остальных эти вопросы не касаются. Их вообще ничего не беспокоит: ни сбыт древесины, ни ведение лесного хозяйства. Угодья в аренду они берут для других дел.
Уже больше года в регионе орудует так называемая ивановская группировка.
– Схема работы проста, – объясняет Кузин. – Они участвуют в аукционе по продаже прав аренды и выигрывают, потому что денег у них хватает.
Не исключен и тот вариант, что некоторые участники аукциона платят им «отступные», чтобы ивановцы не мешали. Но если участок представляется лакомым кусочком, то варяги могут и нажать или даже запугать конкурента, чтобы тот снял свою кандидатуру.
На арендованных площадях сами ивановцы лес не рубят, перепродавая это право организациям мелкого и среднего бизнеса и имея с этого «навар». Проблема в том, говорит Кузин, что эти лжеарендаторы выживают и губят местный бизнес, который живет лесом.
Додуматься до такой схемы было несложно. Тем более что Лесной кодекс к этим махинациям «благоволит».
– Раньше лесные угодья сдавались в аренду на конкурсной основе, а теперь это аукцион. На нем побеждает не тот, кто понимает в лесном хозяйстве, у кого есть техника, рабочая сила, а те, у кого больше денег, – рассуждает Кузин.
Одно радует: ивановской группировкой сейчас пристально интересуются работники прокуратуры и УВД.
Бревно преткновения
– Понимаете, что случилось? Мы впустили в государственную кладовую людей без образования, без опыта работы, но с жаждой наживы, – горячится Кузин. – Что будет с лесом при таких обстоятельствах?
А что будет с населением? Ведь в сельской местности лес является еще и источником тепла. Вернее, дров. В договоре аренды прописано: работники лесничества обязаны согласовать с арендатором место отвода древесины для населения. А на деле все это порой оборачивается большими скандалами. Арендатор либо отводит непригодное для рубки дров место, либо вообще саботирует все попытки согласования. Зная об этих проблемах, заместитель губернатора Михаил Боровицкий поручил арендаторам и лесничим договориться друг с другом о том, где население будет заготавливать дрова.
– В деревне можно прожить без хлеба, но не без дров, это очень важный вопрос, – сказал Боровицкий. – А спрашивать я буду с работников лесничеств.
Арендаторы забеспокоились.
– Мы арендуем территорию, а решать, где выделять участок на дрова, будет работник лесничества? – возмутился директор Даниловского лесокомбината Иван Поленок. – Мы лучше понимаем, какой лес у нас пойдет на деловую древесину, а какой – на дрова. И можем выделять участки. Нам надо зарабатывать, но и народу плохо мы делать не будем, мы же не варвары!
– Да знаем мы интересы арендатора, – возразил ему Владимир Речун, директор Некоузского лесничества. – Выделит участок, где одно гнилье растет, да еще там, куда Макар телят не гонял. Будем туда летать на вертолете?
Как бы то ни было, но на решение этого вопроса замгубернатора отвел ровно месяц, притом заметил:
– Если арендатор будет мешать отпуску древесины населению, то в следующем году его место займет другой арендатор.
В регионе уже были случаи, когда с арендаторами разрывали договор. Некоторые складывали полномочия сами. Но обе стороны конфликта едины в следующем мнении: менять одного арендатора за другим – не лучший выход, надо стараться найти пути взаимодействия в рамках законодательства. Каким бы оно ни было, его пока никто не отменял.
Екатерина АБРАМОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14vv/
Бюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость