Главное:
402

Некоуз в борьбе с кризисом

Эксперты оценивают муниципальную программу

Ярославская область, как известно, одной из первых разработала и внедрила ряд антикризисных программ, следствием которых стала нынешняя стабильная социально-экономическая ситуация в регионе. Органы местного самоуправления, от которых зависит решение всех локальных проблем, также включились в разработку перспективных проектов. У всех получается по-разному: кто-то жалуется на недостаточный интеллектуальный потенциал, кто-то – на нехватку средств. В любом случае эта деятельность нуждается в поддержке и стороннем анализе. «ЯР» обратился к экспертам с просьбой оценить эффективность антикризисной программы Некоузского муниципального района.
В Новом Некоузе и окрестных поселках уровень жизни местного населения и до пресловутого кризиса 2008 года был не слишком высок. Сейчас ситуация усугубилась за счет простоя местных промышленных предприятий, в частности торфодобывающего ОАО «Мокеиха-Зыбинское» в поселке Октябрь. Безработные некоузцы промышляют преимущественно охотой, собирательством, огородничеством и рыболовством, а руководство района разработало «Программу антикризисных действий на 2010 год и среднесрочную перспективу», которую осуществляет с февраля этого года. Она предусматривает разные мероприятия – начиная от мониторинга социально-экономической ситуации в районе, привлечения инвестиций и содействия малому и среднему бизнесу и заканчивая взаимодействием администрации с районной прокуратурой в вопросах борьбы с коррупцией. Много внимания уделяется мерам социальной поддержки населения, в том числе в плане трудоустройства безработных, поддержки агропромышленного и строительного комплекса. Оценить уровень программы мы попросили независимых экспертов – доцента факультета социально-политических наук ЯрГУ Михаила Афонина и профессора экономического факультета, доктора экономических наук Игоря Разумова.
– Программа, несмотря на внушительный объем текста, производит впечатление отписки, – считает Михаил Афонин. – Нет ни одного конкретного мероприятия, одни общие «направления». С другой стороны, хорошо уже то, что муниципальная власть проявляет хоть какую-то самостоятельную инициативу. Но для реального преодоления кризиса даже в отдельно взятом районе одних инициатив недостаточно – нужно практическое подкрепление.
Еще более пессимистичную оценку дает Игорь Разумов.
– Программа Некоузского муниципального района носит неконкретный, формальный характер и слабо согласуется с заявленными целями и задачами, – считает профессор, назвавший предложенный для экспертной оценки документ «программой углубления кризиса». – Кроме того, из мероприятий не видно, каким образом будут решаться, например, такие вопросы, как сокращение кредиторской задолженности и управление муниципальным долгом.
Реализация программы антикризисных мер будет означать продолжение прежней стратегии. Это значит, что борьба с кризисом по-прежнему будет дорогостоящей, бессистемной и хаотичной.
Мягко говоря, не получилась та часть программы, в которой делается попытка сформулировать антикризисные приоритеты и мероприятия. Главный приоритет – это выполнение социальных обязательств перед населением в полном объеме. Безусловно, такую позицию можно было бы приветствовать, если бы не одно «но»: где гарантии, что социальные обязательства удастся выполнить не только в 2010 году, но и в среднесрочной перспективе? Увы, совершенно отсутствует понимание того, что увеличение пособий, субсидий, социальных выплат и т.п. – все это не может быть, строго говоря, антикризисными мероприятиями. Это те меры, которые способны несколько смягчить социальные последствия кризиса, но не более того. Переломить ситуацию с падением экономики эти меры не могут по определению.
Не впечатлили нашего эксперта и непосредственно экономические направления программы.
– Для поддержки предприятий района собираются использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. Однако предоставляемая помощь со стороны государства и муниципальных образований демотивирует предприятия к собственной активной антикризисной деятельности, – подчеркивает Разумов. – Среди факторов, в наибольшей степени осложняющих работу градообразующих предприятий моногородов (как до финансового кризиса, так и в настоящее время), а также предприятий малого и среднего бизнеса, расположенных на их территории, следует выделить два: недоступность кредитных ресурсов и отсутствие эффективной антимонопольной политики по сдерживанию роста тарифов и цен на услуги и товары естественных монополий. Соответственно антикризисные меры должны разрабатываться именно по этим направлениям.
Увы, даже сами авторы программы не питают иллюзий по поводу своих возможностей в реализации ими же составленного списка мероприятий.
– У нас есть человеческий потенциал для выполнения программы, но нет финансового, – честно признается первый заместитель главы района Александр Курочкин. – Средств районного бюджета едва хватает на то, чтобы самые зияющие дыры затыкать. Да и с чего бюджет-то собирать? Производство в районе стоит, безработица растет. Мы все письма в правительство области пишем, денег просим…
Между тем правительство ждет не просьб, а просчитанных планов. Как мы помним, даже такие крупные города, как Тутаев и Гаврилов-Ям, не смогли самостоятельно представить внятной экономической программы, в результате она составлялась внешними экспертами.
Вероятно, в подобной помощи нуждаются и остальные муниципальные образования.
Светлана ТАМАРОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1518/
ТутаевНекоуз

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость