Ярославский авторынок растет
Дефицит машин создал ажиотаж в городских салонах
Рост спроса на легковые автомобили привел к появлению в автосалонах очередей на несколько месяцев вперед. Оживление рынка сыграло на руку ярославским производителям автокомпонентов, а также автосервисам и салонам по продаже комплектующих и расходных материалов.
Либо спрос, либо предложение
С начала года спрос на легковые машины в городе резко подскочил, отмечают продавцы автотехники. Значительная его доля, около 70%, приходится на «классику» – бюджетные модели ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. По словам заместителя генерального директора по торговле и дилерской сети компании «Ярладасервис» Евгения Протасова, с января по май этого года продажи выросли на 40% по сравнению с таким же периодом 2009 года и вплотную приблизились к докризисному уровню.
Более скромный (но оттого не менее заметный на фоне падения в кризисный год) рост покупок зафиксирован в автосалонах, торгующих иномарками российской сборки. Самые популярные машины таких марок, как Ford, Renault, Chevrolet, Skoda, KIA, продаются ежемесячно на 5–6% больше, чем в прошлом году.
Повышенный интерес к приобретению нового транспорта специалисты объясняют несколькими факторами. Один из них – отложенный спрос ярославцев на покупку автомобилей. Те, кто планировал сесть за руль в прошлом году, но не смог накопить достаточную сумму, теперь имеют возможность сделать это.
К этому следует добавить повышение доходов у части населения по мере роста экономики и возвращение интереса банков к автокредитованию. Как сказал заместитель начальника управления розничных операций Ярославского филиала банка «Возрождение» Владимир Доменков, сегодня ситуация с доходами стала более определенной, и финансовым институтам стало выгодно давать кредиты «понятным» клиентам. В некоторых салонах доля кредитных продаж достигла 50%.
Но больше всего подхлестнула ажиотаж господдержка автопрома, в частности, принятие Правительством России программ льготного кредитования и утилизации старой техники, которые гарантируют населению субсидии при покупке машин. Ярославцы хлынули к автодилерам, в салонах стали быстро исчезать популярные модели, подпадающие под действие программ. Дилеры потянулись с заявками на автозаводы с просьбой удовлетворить спрос покупателей. Но сделать этого последние не смогли до сих пор, так как в кризисный 2009 год свернули планы, а теперь только приступают к увеличению объемов выпуска. Владелец салона «Планета-Авто» Саят Мусаев так обрисовал изменившуюся ситуацию: «Машина есть – спроса нет, спрос есть – машины нет».
Возврат к очередям
Это привело к классическому дефициту и знакомым очередям, достигающим нескольких месяцев. По словам заместителя генерального директора по продажам компании «Яр-Автомир» Алексея Юматова, популярную модель Skoda Fabia покупателям придется ждать 2–3 месяца, Chevrolet-NIVA – больше месяца. В компании «ФМК-Автоцентр», как сказала нам руководитель отдела розничных продаж Анна Саркисян, очередей нет, но месяца два потерпеть исполнения заказа, например, на Ford Focus все же придется.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «СИМ-Ярославль» Андрей Цай поведал о полугодовой очереди на Renault Sandero, квартальной – на Renault Logan, двухмесячной – на Mazda CX-7. Чтобы хоть как-то насытить спрос, в компании решили обменивать старые модели на новые с доплатой, а бэушные машины продавать.
Дефицит на вазовскую линейку завод в Тольятти восполняет в первую очередь своим дилерам, работающим по госпрограммам. Стоимость присылаемых машин ненамного выше прежней. Но вот другим продавцам такие же модели приходится заказывать за цену, которая выше иногда на 30 тысяч рублей. Специалисты в этом видят условие для консолидации ярославского рынка автотехники.
Вторая волна. Поставщиков
Увеличение числа автовладельцев подняло выручку продавцам автомобильного оборудования и аксессуаров, станций техобслуживания. Выросли заказы от «АвтоВАЗа» его ярославскому поставщику тормозных колодок – компании «ТИИР». По словам заместителя генерального директора по коммерческим вопросам Владимира Лапшина, с марта по июнь потребности тольяттинцев на колодки для «классики» выросли на 82%, для 10-й модели – на 27%, для «Приоры» и «Калины» – на 20%. А в целом рост поставок на заводы страны достиг трехкратной величины.
Аветик БАДАЛЯН
Комментарии: