Главное:
224

Ход конем

На велосипедах не только ездят, их изобретают и коллекционируют

«Вот те на!» – бабушка, тщетно пытавшаяся продать туристам жидкий букет полевых ромашек, замерла и перекрестилась. От стадиона «Чайка» к Успенской площади в сопровождении полицейской машины двигалась колонна велосипедистов. В IV всероссийском велофестивале «Угличская верста» приняли участие более двухсот профессионалов и любителей.

Два колеса, посередине кресло

– Это не велосипед, а ли-ге-рад, – поморщившись от моей неосведомленности, поправляет Андрей Дубченко из Краснодарского края. – Хотите прокатиться?
На лигераде не сидишь, а лежишь – и ничего, комфортно, потому что распределение нагрузки идет плавно, по спине. Трогаю помалу, но на повороте руль не слушается – трусливо покидаю лихое транспортное средство. Дубченко снисходителен к новичкам. Ему 68. Всю сознательную жизнь на коне.
– О, какие мышцы! – с мальчишеским задором говорит он, загнув штанину. – В позапрошлом году я перенес микроинсульт. На носу был велопробег Москва – Вологда – Тотьма. Я только за два дня до него бегать начал. А потом сел на лигерад и в первый день проехал 70 километров!
«Лежачий» велосипед собрал для своего друга основатель и президент Московского клуба энтузиастов биотранспорта Вениамин Ульяновский. В своих кругах личность легендарная. Благодаря ему, велоконструктору с дипломом аэрокосмического факультета Бауманки, вся страна могла бы с упоением крутить педали.
– Веломобили стали повсеместно популярны в середине 70-х на волне ожидания всеобщего энергетического кризиса. А в 80-х я работал главным конструктором на московском заводе, который производил газовые плиты и холодильники. Минлегпищемаш и Министерство автомобильной промышленности планировали наладить на его базе первое в мире серийное производство веломобилей, – рассказывает Ульяновский. – Но, видимо, мы поспешили: социального заказа не было. Интерес к веломобилям у нас только возрождается.
Об истории странных, непривычных для наших широт колесниц с педалями энтузиаст даже пишет книгу.

Местами – рикша, местами – «Запорожец»

– Маша и Федя – мои внуки. А Саша – сын племянницы, – кэбмен Юрий Ефимов, по совместительству – работник участка связи на Угличской экспериментальной биофабрике, представляет маленьких розовощеких пассажиров, пристегнутых ремнями безопасности.
В семье изобретателя этот агрегат называют велорикшей. Ефимов мечтал о ней с давних пор.
– Когда моя дочка Юля была маленькая, я закрывал глаза и видел, как мы путешествуем на таком веломобиле по Золотому кольцу. Даже маршрут разработал. И вот спустя много лет обнаружил свои записи. Больше всего меня развеселила концовка: «Возвращаемся в Углич. Нас встречает восторженная публика», – с иронией вспоминает конструктор. – А теперь внуки подрастают. Может, это мой второй шанс?
Первым делом он выбрал подходящий велосипед.
– Самое главное – его раму можно легко разобрать на две части, – объясняет угличанин. – Снимаешь переднюю – и присоединяешь коляску.
Основанием для нее стал металлический каркас офисного кресла. Сиденье Ефимов соорудил из обшивки салона своего старого «Запорожца».
– Коляска весит 30 с лишним килограммов, – говорит мужчина. – Но ездить не мешает. Трогаюсь на низкой скорости, а потом переключаю.
Останавливаться на достигнутом местныйКулибин не собирается. В его мастерской ждет своего часа не один гибрид на колесах. Электромобилю для полной боевой готовности не хватает литий-железо-фосфатного аккумулятора – в России такие пока не получили широкого распространения, поэтому придется ехать за ним в столицу. Амфибию, способную перемещаться и посуху и по воде, Ефимов уже испытал на карьерах и приуныл – есть недоделки.

Зеленый свет

Для угличанина Сергея Кондакова двухколесное транспорт­ное средство – тоже фетиш. Взрослый мужчина радовался, как ребенок, когда единомышленник Василий Галихин из Свердловской области привез ему в подарок велофлюгер.
– Идею подсмотрел во Франции мой знакомый, – признается Василий, восседая на трехколесном вездеходе с камерами от УАЗа и металлическими тазиками вместо дисков. – На пятиметровом шесте подняли велосипед, посадили на него пластикового спортсмена. Он и вокруг своей оси вращается и педали крутит.
Воздушный гонщик стал главным экспонатом веломузея Кондакова. В коллекции полсотни различных экземпляров – пока все хранятся у него дома в селе Золоторучье. Собирать их он решил, вдохновившись купленной в Болгарии мини-моделью велосипеда из виноградной лозы. Потом ремесленник из Мышкина вырезал велосипед из дерева, вологодский племянник выдул из стекла тормозной диск.
Велотуризм для угличанина – это не игрушки. Несколько лет назад он лежал в постели не в силах пошевелиться. От межпозвоночной грыжи не спасали никакие лекарства. Врачи посоветовали заняться плаванием, но бассейна в городе не было.
– Тогда я и сел на велосипед, – доволен Сергей. – Сначала ездил недалеко. А со дня на день должен получить приглашение на международный веломарафон Париж – Брест – Париж. Меньше чем за четыре дня нужно проехать 1250 километров.
Зеленый свет экологически чистому транспорту пора дать и в нашей стране. На Успенской площади Углича участники фестиваля организовали флеш-моб «Живой велосипед», выстроившись в соответствующую фигуру.
– Велодорожки нужны, парковки, – убежден Кондаков. – Я по правилам езжу, в светоотражающей одежде. И все равно меня как-то раз пьяный водитель сбил. Хорошо, что только ушибами отделался.
Александра СМОЛЯР

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16my/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость