Главное:

О том, кто их выводит в люди…

Наш регион тоже приложил руку к Лондонской Олимпиаде

На стартующих в ближайшие дни двадцать третьих Олимпийских играх предстоит выступать немалому количеству спортсменов, чей жизненный путь так или иначе связан с Ярославской областью. Мы надеемся, что через три недели у нас будет масса поводов рассказать о каждом из них подробно и под фанфары. А сегодня есть смысл вспомнить о тех людях, под руководством которых наши олимпийцы сделали первые шаги от увлечения физкультурой к вершинам мирового спорта.

Почти что чеховский сюжет
Анастасия Капачинская, легкая атлетика: спринт, 200, 400 метров, эстафета 4х400 метров.

Семью Анастасии Капачинской бросало по свету. Родилась надежда нашей легкой атлетики в Москве, все детство провела в Баку, где, кстати, сумела стать чемпионкой двухмиллионного города в своем возрасте в беге на 60 метров. Семья переехала в Переславль-Залесский, когда Настя училась в восьмом классе. В ту пору надежды родителей на будущее были связаны не столько с ней, сколько с ее сестрой Юлей. А родителям в этом вопросе можно было доверять как экспертам: отец был одним из лучших спринтеров СССР, мама – мастером спорта по прыжкам в высоту. Однако…

– Когда я увидела девочек, то сразу сказала родителям: «Юля точно выполнит кандидата в мастера спорта», – рассказывает заслуженный тренер России Мира Литвинова. – А вот с Настей мы можем добегаться до Олимпиады. Родители, говоря честно, были в шоке. Прежде всего потому, что в то время по телосложению Настя была похожа скорее на стайера. Так часто бывает: в подростковом возрасте ребенок полностью меняет и тело­сложение, и специфическую динамику бега..

Как вспоминает сама Анастасия, силой Господь ее не обделил. При этом мышечной массы даже в старших классах у нее не было совсем. С ее ростом и фигурой гораздо легче было бы претендовать на карьеру фотомодели, но… Нет такой перспективной бегуньи в Переславле-Залесском, которой суждено было бы пройти мимо Миры Федоровны. Тем более что бегать Насте нравилось, а мышечную массу наработать можно в Переславле не хуже, чем где-нибудь в Париже. На это у наставницы и ее подопечной ушло почти два года. Все это время Мира Федоровна, верная своим принципам, не столько искореняла недостатки спортсменки, сколько развивала ее достоин­ства, прежде всего умение мощно финишировать. Зато потом результаты в беге на 200 и 400 метров пошли вверх. Стометровку, между прочим, исключили из-за не самого сильного старта Анастасии.

Конечно, во взрослом возрасте спортсменке пришлось переехать в Москву, где условия для спортивного роста и учебы несравненно более благоприятны, нежели в крохотном Переславле. Но отдыхать Анастасия по-прежнему любит именно здесь. На своей спортивной родине. В городе, где в ней впервые увидели олимпийские перспективы.

Де Тревиль и четыре мушкетера
Юрий Бережко, Сергей Гранкин, Максим Михайлов, Александр Соколов. Волейбол.

Единственная российская команда, от которой в Лондоне ждут медалей высшего достоинства, – волейбольная мужская сборная. Она ровно на треть укомплектована игроками, «ставшими на крыло» в нашем регионе. Либеро Александр Соколов, доигровщик Юрий Бережко, связующий Сергей Гранкин и лучший на сегодня диагональный мирового волейбола Максим Михайлов приобрели звездный статус у нас в Ярославле.

Президент и главный тренер «Нефтяника», а затем «Ярославича» Сергей Шляпников не был первым тренером каждого из этих парней. Более того, в клубе их непосредственными наставниками были другие специалисты: к становлению волейболистов приложили руку Татьяна Образцова, Сергей Исадичев, Андрей Кукушкин… Тем не менее роль Сергея Шляпникова стала определяющей. Именно он из мальчишек и «крепких запасных» сделал взрослых мужиков, которым все равно кого обыгрывать на Олимпиаде. Главным педагогическим приемом в этом сложном деле было практически безграничное доверие.

У Шляпникова в Ярославле и России довольно много, мягко говоря, оппонентов. Но даже на дух не переносящие нашего тренера недоброжелатели признают, что в отношении к игрокам не было в нашем волейболе более терпеливого человека. Тот же Сергей Гранкин, волею судеб ставший основным связующим «Нефтяника» в восемнадцать лет, поначалу получал гору негатива от партнеров по команде. Но место на площадке тренер сохранял за ним железно. И к концу сезона за Гранкиным агенты из клубов всей России стояли буквально в очередь. А многие ли помнят, что изначально Максим Михайлов был доигровщиком? И только волевым решением Шляпникова он вышел на позицию диагонального, когда на ней провалился очередной легионер... Что Александр Соколов из развалившегося московского «Спартака» в свое время получил единственное предложение именно от «Нефтяника»? И стал практически первым в России свободным защитником…

Тренер сборной России Владимир Алекно посещал Ярославль еще в свой первый срок работы на месте наставника национальной команды. И уже тогда признал, что без Ярославля мужской волейбол в России, конечно, остался бы, вот только на что смогли бы претендовать россияне…

Мушкетеров в известном романе было четверо. Их руководитель и наставник де Тревиль нечасто упоминается в тексте. Но убери его оттуда вообще – и что останется от памятника литературы?

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1iqv/
Ярославльволейбол

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость