Главное:

Павел ЗАРУБИН: «Люблю решать сложные задачи»

Маститый политолог рассказал о своем видении предстоящей «политической осени» в областном центре

Гостем нашей традиционной рубрики «Утро с «Ярославским Регионом» на этот раз стал широко известный в политическом пространстве человек – Павел Зарубин. Разговор не был привязан к жестко заданной проблематике, но закономерно, что вышел на важнейшие проблемы общественно-политической жизни Ярославля.

– Павел Маркович, вы недавно участвовали в праймериз Общероссийского народного фронта по выборам в муниципалитет Ярославля. Есть намерение стать кандидатом в депутаты?

– Безусловно, есть. И если политсовет партии окажет мне доверие, то я пойду на выборы 14 октября. А окончательный список кандидатов от «ЕР» станет известен в середине августа.

– Объективно перед единороссами и общественными организациями, входящими в ОНФ, стоят непростые задачи, что показали и результаты декабрьских выборов в Государственную Думу. Как вы видите пути преодоления кризиса?

– Вопрос взаимодействия власти и горожан – ключевой. И, скажем, известное заявление лидера одной из партий о том, что представители этой политической силы возьмут 70 процентов мест в муниципалитете, – проявление здоровых амбиций. В конкурентной среде партии учатся чутко реагировать на запросы общества – нет того «забронзовения», когда у одной политической силы, к примеру, две трети голосов и можно почивать на лаврах. Я еще в 2008 году говорил, что партии нужно обновление, но не был, к сожалению, услышан. Это был пик для «Единой России», но тревожные сигналы уже тогда можно было уловить. Вот сейчас, общаясь с некоторыми депутатами Государственной Думы, часто слышу от них: теперь нужно договариваться, искать компромиссы с другими фракциями, депутатами. То есть идет нормальный политический процесс, работает система сдержек и противовесов.

– А системная ловушка? Ведь структура не может сама себя реформировать – речь именно о кардинальных изменениях, а не их имитации – без внешних воздействий?

– Полностью согласен, но неудачи на многих выборах – это и есть серьезный сигнал извне, от гражданского общества. И тот процесс изменений в партии, который не только анонсирован, но и реально идет, стал реакцией на этот мощный «мессидж» со стороны гражданского общества.

– Впервые мы будем избирать муниципалитет по смешанной системе. Получается, в борьбе за 19 мандатов, разыгрываемых по спискам партий, будет состязание их громких общероссийских брендов?

– Согласно последним социологическим исследованиям для 70 процентов избирателей города важнее личность, и лишь для 13 процентов – партийная принадлежность. Иначе говоря, важен конкретный Иванов с его репутацией и деловыми качествами. Проблема всех партий в том, что ярких личностей недостаточно, что опять возвращает нас к теме обновления. Да, можно спрятать никому не известного условного Иванова за громкий бренд, но мало тех Сидоровых, которые смогут работать на бренд, сами стать им для своих избирателей.

«Единая Россия», замечу, в ближайший месяц проведет отчетно-выборные конференции во всех первичных организациях, а их несколько сотен в регионе. Совсем недавно исполняющим обязанности секретаря ярославского городского политсовета партии назначен Сергей Калинин. Но секретарь будет выбираться на конференции 23 августа на альтернативной основе, что предусмотрено теперь недавно принятыми поправками в устав партии.

– Личности – да, но программы-то у всех партий будут одинаковыми! Под копирку: дороги, благоустройство – список всем известен…

– Да, поэтому для успеха необходимо предъявить возможности реализации программных целей и механизмы их достижения. «Единая Россия» имеет большинство и в Государственной Думе, и в областном парламенте. А значит, есть реальные предпосылки для преодоления бюджетного централизма через цивилизованные лоббистские усилия. А выборы – это актуализация той или иной проблематики и ее реализация после достижения целей предвыборной кампании. В этом смысле в «ЕР» гораздо больше возможностей для того, чтобы выполнить свои обещания, не растерять эффект ожидания. А политические моменты на муниципальных выборах должны быть минимизированы. В центр внимания нужно выдвинуть проблемы городского хозяйства. Поясню на примере ремонтов дорог. Часто бывает, что деньги на эти цели выделяются уже осенью, и, разумеется, качественные работы в этом случае провести не удается по объективным причинам. Поэтому необходима четкая регламентация процесса – в этом я вижу одну из задач нового состава представительного органа власти города.

– А какие качества должны продемонстрировать игроки политического поля в нынешней, чреватой конфликтами, ситуации в регионе?

– Без умения взаимодействовать с самыми разными людьми – даже если не разделяешь их позиции – ничего не получится. Искусство компромисса выходит на первый план: с точки зрения как заботы о хорошем социальном климате в области и городе, так и возможности принятия взвешенных хозяйственных решений.

– Краудсорсинг – есть такое модное слово. В контексте нашего разговора это включение людей в политические процессы без прямой финансовой мотивации, в чем и отличие от аутсорсинга.

– Да, это элемент «Открытого правительства». Во всех развитых странах все шире применяется эта концепция, основанная на вовлечении граждан в текущую работу институтов власти. Другое дело, что порой поддержать общественные инициативы совсем без финансирования достаточно сложно. Поэтому целесообразно в том числе использовать те возможности, которые есть, для организации общественной инициативы в рамках проектной работы. В качестве примера можно назвать ресурсы, пусть небольшие, которые предоставляет для этого программа развития институтов гражданского общества.

– Среди сверхактуальных тем выделяется проблема эффективного распоряжения городской собственностью. Вы готовы предъявить внятную стратегию в этой сфере?

– В ряде случаев это чисто политические вопросы. Но такие решения должны базироваться на понимании логики бюджетного процесса и его обязательных норм. Надо не политизировать ситуацию, а искать грамотные подходы к развитию города. Показательна история обсуждения на последнем заседании муниципалитета Ярославля судьбы управляющей компании «Ярославльводоканал-Сервис». Если сразу исключить из плана приватизации пункт о продаже ее акций за 1,7 миллиарда рублей, то образуется огромная брешь в доходной части бюджета, которую не покроешь только продажей других объектов. Значит, предстоит выработка очень непростых решений, не имеющая ничего общего с предвыборной борьбой. Хотя изначально, конечно, было решение о запрете приватизации «Ярославльводоканала».

– Кстати, бытует мнение, что бренд областного центра довольно невыразительный, что мешает привлечению инвестиций. А ваше мнение?

– Я не специалист в этой области. Однако отмечу, что в регионе создан серьезный задел для создания комфортных условий для инвесторов, в том числе промышленные парки в Ярославле, Тутаеве, Гаврилов-Яме. Эта работа будет продолжаться, что особенно актуально для областного центра, у которого серьезные бюджетные проблемы. Уверен, что это именно та повестка дня, которая может объединить разные политические силы нашего города.

– Кем вы видите себя в новом составе муниципалитета, если победите на выборах?

– Вопреки разным прогнозам вижу себя только рядовым депутатом. Люблю ставить перед собой сложные задачи, и если удастся за годы депутатства вывести микрорайон Резинотехника из разряда депрессивных территорий в динамично развивающийся, то буду считать, что смог сделать что-то полезное для своего города. Ведь там живет около 30 тысяч ярославцев, и для решения их проблем надо сложить возможности двух депутатов, которых изберут жители Резинотехники, и городской исполнительной власти.

Досье

Павел Маркович Зарубин родился 14 августа 1978 года. Окончил Ярославский государственный университет. Женат, двое детей.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1lnr/
выборы

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость