Главное:
«Молочка» по штрих-коду. В России началась маркировка молочной продукции

«Молочка» по штрих-коду. В России началась маркировка молочной продукции

С 20 января в России началась маркировка молочной продукции. Но пока она будет проходить в добровольном порядке.

Правила утвердили еще в декабре прошлого года. Внедрение маркировки будет поэтапным. Она станет обязательной для мороженого, сливочного масла и сыров с 1 мая. А уже с 1 июля должны быть промаркированы кисломолочные продукты, молоко и сливки со сроком годности более 40 суток, с 1 октября – молоко, сгущенка и сливки со сроком годности до 28 дней. Для крестьянских и фермерских хозяйств, самостоятельно ведущих розничную продажу собственной молочной продукции, установили отсрочку до 1 ноября 2022 года. Только через три года – с 1 декабря 2023 года – начнется обязательная поштучная прослеживаемость каждой единицы продукции.

Единая информационная база будет фиксировать весь путь – от завода до размещения на полке в магазине. Это поможет в том числе бороться с некачественной продукцией и обезопасит покупателя. Ни для кого не секрет, что именно молоко, сметана, йогурт, сыр, творог и т.п. – в числе рекордсменов по подделкам.

Теперь покупатели смогут увидеть на товаре уникальный штрих-код, а при наведении смартфона получить всю информацию: наименование, производитель, время и место выпуска, а также срок годности.

Для маркировки молочной продукции предлагаются три варианта размещения штрих-кодов на упаковке: прямое нанесение на производственной линии, приклеивание этикетки или печать в типографии, где производится упаковка.

Кстати, эксперимент по маркировке молочной продукции в Ярославской области идет уже с 1 июля 2019 года, как сообщили в областном департаменте АПК и потребительского рынка.

– В нашем регионе 14 крупных и средних молокоперерабатывающих предприятий, – напомнила заместитель директора департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области Валентина Шишина. – Участниками эксперимента по маркировке молочной продукции являются 9 из них: «Ярмолпрод», «Племзавод Ярославка», «РАМОЗ», «Угличский сыродельно-молочный завод», «АгриВолга», «Молочный завод «8 Марта», «Рыбинский молочный завод», «Эдельвейс», «Максимум». Кроме того, еще 26 июня прошлого года образован оперативный штаб Ярославской области по контролю ситуации в части введения маркировки товаров средствами идентификации. Участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, мы постоянно предупреждаем о том, что нужно регистрироваться в информационной системе «Честный знак», маркировать свою продукцию, свой товар, и рассказываем, объясняем, как это правильно сделать. Уже организовали более 60 обучающих мероприятий-семинаров для субъектов малого и среднего бизнеса, специалистов из районов области.

При этом планируется, что предприятия смогут рассчитывать на меры поддержки со стороны государства в виде льготных краткосрочных кредитов для покупки кодов, обеспечения печати и технического обслуживания оборудования для маркировки. Помимо этого будут предоставляться льготные инвестиционные кредиты на закупку оборудования. Также прорабатывается возможность поставки молочным предприятиям оборудования для маркировки на условиях лизинга. Но все равно процесс этот достаточно затратный.

– Если закон говорит, что мы должны маркировать молочную продукцию, значит, мы будем это делать, – прокомментировал ситуацию Сергей Ключников, коммерческий директор агрохолдинга «АгриВолга». – Это однозначно приведет к удорожанию продукции. Есть несколько проблем в этой связи. Первое – это покупка самого кода, который стоит приблизительно 50 копеек без НДС за 1 код. То есть каждая единица молочной продукции поднимется в цене на эту цифру. Чтобы нанести этот цифровой код, необходимо установить линию, специальный комплекс оборудования. Мы оценивали его стоимость – по очень скромным подсчетам, если использовать много ручного труда, это минимум 1,5 млн рублей плюс как минимум два человека, которые будут его обслуживать. То есть это дополнительные рабочие места. Да, для экономики это хорошо, но мы же понимаем, что также увеличиваются затраты на производство. С другой стороны, есть более дорогие комплексы, которые стоят до 10 млн рублей, где один человек может обслуживать сразу несколько единиц оборудования. Есть и еще одна проблема. Так как у нас несколько линий – молочная, кефирная, по производству сметаны, творога, масла – на каждую из них нужно покупать такой комплекс. И их будет обслуживать энное количество людей. То есть это вложение десятков миллионов рублей. А еще это усложнение работы кладовщиков, грузчиков и логистов. Если раньше можно было загрузить, например, 500 коробок молока и машина шла и выгружала в одном месте 10 коробок, в другом – 100, то теперь я должен четко указать – конкретно эти 10 нужно выгрузить в первом месте, а конкретно эти 100 коробок – в другом. Потребуются также IT-специалисты, поскольку эту систему нужно будет еще связать с системой 1С, с организатором этой цифровой маркировки плюс учесть систему «Меркурий». То есть затраты на QR-код – это как раз вершина айсберга, все основные расходы лежат внутри организации процесса. Получается, с одной стороны, мы говорим о том, что это плюс для потребителя молока – он покупает товар и может посмотреть, кто и где его произвел, и быть убежденным, что это не подделка. Но это в итоге очень большое усложнение и удорожание.

Таким образом, надо ожидать, что молочная продукция подорожает, эти расходы в итоге лягут на плечи потребителя.

Фото из архива «Ярославского региона»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5g6l/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость