Главное:

Школа по наследству

В Некрасовском районе двое награжденных. Наталья Борисовна Аминова преподает в Некрасовской средней школе биологию, экологию и ведет кружок «Экосистема». Ее воспитанники каждый год занимают высокие места на всероссийских конкурсах школьных научных работ. Об одном из них – Валентине Сергееве – «Северный край» рассказывал 13 сентября.

Людмила Алексеевна Валевская преподает историю, обществознание, краеведение и немецкий язык в Заболотской основной общеобразовательной школе. Разработала оригинальную программу по краеведению. Ее туристический проект «В гостях у деда Мазая» привлекает много путешественников, в том числе из­за рубежа. Ученики Людмилы Алексеевны тоже получают награды на престижных олимпиадах. Золотой медали нынешней весной удостоился Саша Малышев на 21­й научной конференции «Юность, наука, культура – XXI век» в Обнинске.

Его доклад назывался «История развития образования в Петропавловской волости Даниловского уезда Ярославской губернии в 1863 – 1916 годах». Он исследовал состояние учебного процесса и его материальную базу, обеспечение педагогическими кадрами, роль священников церкви Петра и Павла в развитии земских школ и библиотек. Опирался на книги по истории, архивные документы, в приложениях к его работе – отчеты библиотекарей, фотографии, письма учащихся к учителям. Вывод сделал такой: «И сейчас роль сельской школы в жизни Заболотского края не уменьшилась, а возросла. За время реформ и перестроек образовался духовный вакуум, он заполняется негативной энергетикой: наркоманией, курением, пьянством. Нельзя закрывать маленькие школы, которые являются единственной надеждой на возрождение русской деревни, – дабы не прервалась времен связующая нить. Главной задачей сельской школы является возрождение утерянных традиций земских школ, возможность помочь человеку воспитать в себе личность, для которой духовно­нравственные приоритеты бесспорны. Доброе наставничество учителей позволяет каждому ребенку и взрослому переосмыслить и прочувствовать, что есть истинное, что является основой земли русской».

Людмила Алексеевна была горда успехом ученика, польщена вниманием ученых, которые проводили семинары с ребятами и педагогами, приехавшими из разных регионов России. Но награды по приоритетному проекту «Образование» лично для себя не ждала. Была удивлена, не верила, что педагога из малокомплектной школы удостоят премии. Когда мы попросили ее рассказать о себе, сказала: «Лучше об отце».

Алексей Никанорович Андреев родился в 1915 году в крестьянской семье. Его отец, дед Людмилы Алексеевны, служил егерем в имении немецкого барона в Смоленской губернии под городом Белым. В этих обстоятельствах Алексей Никанорович сделался не только заядлым рыбаком и охотником, но также хорошо выучил немецкий, а потом и детей своих научил. Работать в школе он начал в 1931 году, в 16 лет. Она стояла на берегу Днепра, в имении адмирала Нахимова. Была построена на его деньги, а первым попечителем была супруга флотоводца. Алексей Никанорович рассказывал об устрой­стве здания: на первом этаже – классы, на втором – квартиры учителей. Они были полностью обустроены: мебель красного дерева, зеркала от пола до потолка, даже посуда – школьная, ни о чем, видимо, не приходилось беспокоиться земским педагогам. Кроме как об учебном процессе.

Вот такую квартиру получил Алексей Никанорович, когда закончил учительские курсы, поступил заочно в Ленинградский пединститут и преподавал географию, биологию, историю, немецкий язык. Он женился на Анне Афанасьевне Ворошиловой, местной девушке, она работала связисткой. У них родились двое сыновей. А потом началась война, его призвали в армию. Он был тяжело ранен и контужен в 1942 году под Волоколамском, лечился в ярославском госпитале. Его жена с детьми оказались в оккупации. Их любимую школу на Днепре разбомбили. Анна Афанасьевна жила у своего отца, который до войны был председателем колхоза. Предатели донесли фашистам, их семью преследовали. Маленькие дети погибли от голода.

Алексей Никанорович выписался из госпиталя, демобилизовался и, обратившись в облоно, получил место учителя в Абакумцевской школе в Некрасовском районе. Но через год попросился в другую – в семилетку в деревне Ломовской: охотник хотел быть среди лесов. Когда Смоленщину освободили от оккупантов, разыскал жену. В 1946 году у них родилась первая дочь, а потом – еще две и сын. Алексей Никанорович был хорошим учителем и директором: школа считалась образцовой, отлично проходила министер­ские проверки, его наградили орденом «Знак Почета» за организацию учебно­воспитательного процесса.

Потом назначили директором семилетней Заболотской школы – в пяти километрах от Ломовской. Он ревностно принялся приводить ее в порядок. Печное отопление заменил водяным. Завел мастерские с токарными станками по дереву и металлу. Пришкольный участок, кролики – все имелось. И везде – в работе и ученье – лучшие успехи обязаны были показывать дети директора, он очень строго с них спрашивал, они трудились вовсю. А в 1973 году случилось несчастье. Старая рана Алексея Никаноровича стала болеть. Он оставил директорский пост, передавал дела преемнику – и в это время здание школы сгорело. Он чуть не умер от горя. Выдержал, еще два года поработал учителем. Скончался в 1975 году.

Людмила Алексеевна закончила Ярославский педин­ститут, получив за успехи благодарность ректора. Сначала преподавала в Боровской школе, это в 6 километрах от Заболотской. А в свою перешла после смерти отца. Ее дочери тоже педагоги, они живут и работают в Ярославле. Людмила Алексеевна надеется, что традицию земских школ, которую ей передал отец, продолжат ее ученики. Может, Саша Малышев, Илья Миронов и другие, пока еще маленькие, станут новыми педагогами в Заболотье и сберегут для будущих поколений этот край.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n394a/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость