Это не надо видеть!

На экране тем временем вспыхивает надпись «Это надо видеть!» Не надо, не надо это видеть!

Ага, время новостей. Что у нас там? Пьяные офицер и прапорщик на космодроме Плесецк до смерти забили солдата. Непосредственный командир этих ублюдков получил повышение. Хотите верьте, хотите нет, теперь он руководит главным управлением по... воспитательной работе.

На ТВЦ «Новое времечко». В одном флаконе – две темы: за что надо брать налоги и стоит ли удалять родинки. Надо долго думать, чтобы такое собрать в одну передачу. Но всё­таки первая тема, кажется, обходится без «калашникова», да и вообще небезынтересна. Наши мудрые чиновники решили, например, что налоги надо взимать с сумм, которые выдаются приёмным родителям: ходят слухи, что кто­то из них берёт из детдомов детей, чтобы поправить своё материальное положение, вот мы их тут и прищучим! Я сперва подумал, что это шутка, но нет, всё на полном серьёзе. Шустрые же телезрители шлют эсэмэски: предлагают взимать налоги с проституток и взяточников. Интересно бы посмотреть, как это будет выглядеть. Живо представляю себе сборщика таких налогов за работой...

Но это ещё что. Некий протоиерей Алексей из какого­то сельского прихода, кажется, набрёл на совершенно захватывающий вариант: установил таксу за похороны на местном кладбище. Рытьё могилы, право на установку ограды, освящённое полотенце – в общем тысяч на двадцать набегает. А ежели кто хочет быть похороненным рядом с родственником, то за каждый дополнительный метр кладбищенской земли – ещё десять тысяч. Пять метров – пятьдесят тысяч, не слабо.

Это крестьянам, которые такие деньги видели только по телевизору в бандитском кейсе. Денежки за покойника идут, говорит священник, на восстановление разрушенного храма. Нам показывают храм. Он и в самом деле в плачевном виде. Дом самого батюшки не показали, но, как выразился телерепортёр, он радует своим благополучием.

А что? Как гласит слоган передачи, «всему своё времечко». Бизнес как бизнес, почему бы и на смерти не заработать? Из экономии места крестьянам предлагается хоронить своих покойников на новый лад: небольшая ямка и подкоп вбок. Засунул туда покойничка поаккуратнее, и порядок. А капризные бабульки почему­то хотят, чтобы всё было по­христиански, и уже собираются рыть себе могилки на огородах. Написали письмо с прос­ьбой сменить батюшку, но местная администрация его поддер­живает: надо думать, от кладбищенских доходов что­то перепадает и туда.

В этой связи один из участников встречи на ТВЦ вопрошает: почему это так много священников ездят на крутых иномарках, откуда денежки? Не нарушает ли такой блудный сын – прошу прощения, – блудный отец – мирские и церковные законы? Присутствующий тут же известный священник Михаил Ардов резонно отвечает: не годится считать деньги в чужих карманах, тем более что оклад батюшки определяют сами прихожане. У самого Ардова машины нет, а оклад около трёх тысяч. М­да, на эти деньги «Мерс» не купить. Надо думать, у тех, что с иномарками, прихожане – сплошь олигархи, не крестьяне же строят им виллы и дарят машины.

А ведь можно ожидать, справедливо предостерегает нестяжательный о. Михаил, что скоро кто­то возьмёт и просто на вполне законных основаниях купит какое­нибудь кладбище, и вот тогда­а­а... вы все заплатите столько, сколько с вас спросят. И ещё спасибо будете говорить.

Так что нынче нам с вами, если вы, конечно, не олигарх, помирать никак нельзя: после ваших похорон оставшиеся пока живыми родственники по миру пойдут.

Переключаюсь на «Культуру» и сразу попадаю на очередную передачу о великом Игоре Моисееве. «Ночь на Лысой горе», бешеная, дикая пляска нечистой силы, зловеще весёлые гримасы ведьм и дьяволов, завораживающе отвратительные вульгарные жесты заставляют колотиться сердце, как будто это ты случайно оказался на Лысой горе и из­за кустов подглядываешь за гнусным шабашем. И грустные комментарии Мастера: «Если бы немцы не прислали нам Ленина, у нас не было бы Октябрьской революции. А ведь до большевистского переворота мы были одной из богатейших стран мира. Что с нами сделали!»

Ну, не знаю, не знаю. Может, и без Ленина мы пришли бы к тому, к чему пришли. Но хорошо хоть, что у нас есть такие гении, как Игорь Моисеев, которые вселяют надежду. Старик жалуется, что работать очень трудно, потому что лучшие танцоры уезжают за рубеж, что таланту без денег нынче не пробиться наверх. И цитирует знаменитую сатирическую «Историю государства Российского» Алексея Константиновича Толстого: «Земля наша обильна, порядка только нет».

И тем не менее: вот же изумительные, потрясающие свидетельства того, что порох в пороховницах всё­таки не вытрясен весь «за бугор». Вот дробный перестук великолепной чечётки «Гаучо», вот весёлое матросское «Яблочко», ошеломляюще прекрасная «Мексиканская сюита», зажигательный «Румынский народный танец», во множестве – русские народные. Совершенно покорила меня жизнерадостная сюита на еврейские народные темы. Моисеев: «Я всё это взял из жизни. Я это видел. Евреи – удивительно весёлый народ. В своё время в Полтаве евреев было больше, чем украинцев»...

Серия фильмов о Моисееве удачно названа «Я вспоминаю. Гастроль длиною в жизнь». Эта его гастроль – настоящий, полноценный призыв к дружбе народов, для объединения людей Моисеев сделал несравненно больше, чем все политики, вместе взятые. Впрочем, он и сам настоящий мудрый политик, каких нынче, увы, нет. Своим творчеством он доказывает: каждый народ бесценен и ни один не хуже любого другого.

В конце каждой серии идёт длинный список его титулов и званий. Честное слово, я бы его удвоил. Тем более, что Моисеев очень стар, а второго такого не будет никогда. На вопрос о преемнике он отвечает, как всегда, мудро: «Щекотливый вопрос, на который невозможно ответить. После меня будет кто­то другой. Может быть, даже лучше, но другой, с другим менталитетом, другой культурой, другим талантом. Не ставлю себя рядом, но ни Толстой, ни Достоевский, ни Пушкин не воспитали себе смену. Какая тут может быть смена?» Воистину так. И параллель с великими писателями здесь уместна, зря старик скромничает.

В общем, на «Культуре» я таки отдохнул от треска автоматных очередей, мордобития, крови, злобы и стяжательства. По­слушал Елену Образцову («Я должна петь так, чтобы слушатели без слов поняли, о чём я им пою!»). С большим удовольствием вместе с Феликсом Разумовским думал об «Истории, распятой в пространстве».

Так что если бы не «Культура», я бы так и закончил, как начал: не надо смотреть большинство телепередач, в массе своей никаких чувств, кроме омерзения они у вас не вызовут.

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость