Главное:

Закон о партиях явно устарел

Конкуренция в партстроительстве – это преж-де всего создание условий для образования новых партий, без нынешнего «вождизма», на новых идеологиях. Однако сегодня создать партию под силу лишь олигарху международного уровня, настолько велики возможные затраты. И даже в случае огромных финансовых и моральных вложений новая партия может быть не легализована по прихоти федерального чиновника, имеющего право на государственную регистрацию и допуск к участию в общественной жизни. А ведь это является вопиющим фактом законодательно установленного чиновничьего произвола. Безусловно, такое противоречие должно быть немедленно ликвидировано введением заявительного принципа государственной регистрации политической партии при условии наличия Устава, Программы партии и членов партии в более чем в половине субъектов Федерации.

Далее, нынешняя редакция закона не стимулирует партию на её развитие из-за определения минимальной фиксированной нормы наличия членов как в самой партии, так и в её региональных отделениях. Представляется, что именно это условие позволяет, как сказал на ТВЦ в январе 2010 года губернатор Рязанской области, «сдавать региональные отделения партий в аренду местным олигархам», поскольку эта норма консервирует партию. Поэтому она должна быть заменена другой: жёсткой установкой количества членов партии, на которое должна пополнять свои ряды в каждом регионе за период времени в зависимости от количества избирателей. Для Ярославской области, полагаю из соб-ственного исследовательского и практического опыта, – это не менее 200 – 300 новых партийцев ежегодно. И только такие политические партии, у которых есть численный рост, допускать до участия в выборах. Это заставит партии не вести «затворнический» образ жизни, а «идти в народ» со своими программами. Кроме того, обусловит внимательное отношение федеральных уровней партийной власти к подбору регионального руководства. Ведь в «сданные в аренду местным олигархам» региональные отделения партий никто не пойдёт. По этой же причине значительного числа создаваемых партий, как в 90-х годах, не будет, т. к. мало будет создать партию, надо работать над распространением её идей, вовлекать в партию новых членов.

Действующий ныне закон запрещает создание партий по признакам профессиональной принадлежности, что является более чем странным. Что плохого в том, если возникнет Партия шахтёров или Партия учителей? Всё равно в таком виде они будут неконкурентоспособны, а, значит, будут искать себе подобных, родственных по интересам и объединяться. Следовательно, закон должен не запрещать, а стимулировать образование партий по социальному признаку, непосредственно нацеленных на представление и реализацию интересов конкретной социальной общности. Наличие представителей только от таких партий в органах законодательной власти исторически обусловлено и обосновано. Ведь все земские соборы на Руси формировались именно по социальному принципу. Об этом говорит и президент Дмитрий Медведев. А на деле что?

В целях повышения гласности в работе партий, исключения обмана и возможности блефовать недостоверными данными о количественном составе партий необходимо законодательно обязать их информацию о количестве своих членов, стоящих на учёте в региональных, местных и первичных парторганизациях, сделать общедоступной. Партии не должны быть закрытыми от общества.

Ныне возникают вопросы у граждан, выходящих из партии по собственному желанию: иногда им не возвращается заявление при сдаче партийного билета. На этом основании граждане предполагают, что их данные используются в корыстных целях: для создания фиктивной количественной численности парторганизаций. Для исключения фактов наличия «мёртвых душ» в партиях пора законодательно обязать каждого члена партии письменно подтверждать своё членство в партии не реже одного раза хотя бы в 3 или 5 лет. Но лучше, конечно, ежегодно. При этом возможно написание нового заявления либо подтверждение старого новой подписью.

Сменяемость руководства регионального отделения поможет сделать партию более открытой, динамичной, создать позитивную конкуренцию внутри партии. Поэтому необходимо законодательно закрепить и положение о том, что руководитель регионального отделения партии не может занимать данную должность более двух сроков избрания. При этом должно быть чётко установлено, что фактическое руководство партийной организацией в каком-либо ином виде может быть оспорено уполномоченными органами в суде, привести к ликвидации регионального отделения.

Даже поверхностное исследование показывает, что региональные отделения политических партий не хотят формировать структуру низовых партийных организаций, поскольку это требует дополнительных усилий в работе с ними: в подборе партийного актива, его обучении и воспитании, проведении партийных мероприятий, подготовке партийных конференций, которые предполагают и проведение собраний в низовых партийных организациях. В силу этого даже в период выдвижения кандидатов во власть есть факты формального проведения собраний и конференций и назначения делегатов на региональную конференцию. Это приводит к судебным разбирательствам с последующим отстранением списка кандидатов во власть регионального отделения партии от участия в избирательной кампании. Следовательно, во-первых, возникла насущная необходимость законодательно закрепить необходимость создания местных партийных организаций хотя бы в половине муниципальных образований субъекта Федерации, предположим, в трёхгодичный срок после регистрации политической партии. Это также заставит партии вести усиленную работу по приёму в партию, пропаганде своих программ. Во-вторых, для исключения фактов формального проведения в них собраний и конференций, в повестке дня которых рассматриваются вопросы выдвижения кандидатов во власть, необходимо законодательно установить признание их легитимными только в случае присутствия на них представителей других политических партий. Это также будет способствовать развитию политической конкуренции и взаимоконтролю.

Для предупреждения фактов продажи мест в списках кандидатов во власть от партий необходимо законодательно обусловить обсуждение данных списков ещё на этапе проведения собраний (конференций) в местных партийных организациях. Ныне же большинство партийных уставов оставляют за собой даже право активного вмешательства в формирование таких списков, предлагая членам партии лишь соглашаться с их выбором. Что, конечно, недопустимо и законодательно должно быть запрещено.

Для развития как внутрипартийной демократии, так и политической и межпартийной конкуренции необходима реализация кардинальных изменений редакции федерального закона «О политических партиях». А все последние законодательные изменения в этой области представляются далеко неэффективными.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2yh8/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость