Главное:
Золотой колос
-

Газомоторное топливо и перспективы энергосбережения

КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?

Как считает Евгений Николаевич, сегодня в стране сложилась парадоксальная ситуация: существует целая отрасль потребления газомоторного топлива, а в российском законодательстве это никак не отражается. И нового федерального закона, который бы упорядочил положение дел в отрасли, до очередных выборов ждать не приходится. Поэтому важно проявить инициативу на местах и на региональном уровне, как можно быстрее разработать отраслевую межведомственную программу по переводу техники на газомоторное топливо и строительству газокомпрессорных станций в городах и посёлках.

О необходимости срочного принятия системных мер программного характера в этом направлении заявил на заседании и заместитель губернатора Андрей Епанешников. Он отметил, что по использованию газомоторного топлива Ярославская область значительно отстаёт от многих регионов. Между тем именно такое топливо принесёт наибольшую экономическую выгоду и станет стабилизирующим фактором в работе многих транспортных предприятий и организаций.

– Нынешнее совещание должно было состояться у вас ещё лет пять-шесть назад, – подчеркнул в своём выступлении вице-президент Российского газового общества – некоммерческого партнёрства Олег Жилин. – К сожалению, законодательная база отстаёт от жизненных потребностей, и по этому поводу действительно можно посыпать голову пеплом. Тем ценнее ваша инициатива увеличить технический парк, работающий на газомоторном топливе. В Москве, например, весь муниципальный транспорт в ближайшее время обязан перейти на газ, и соответствующее решение сейчас готовится.

Между тем сложностей, по мнению Олега Фёдоровича, у организаторов перехода будет немало и не только из-за отставания правовой базы. Как в известной притче о курице и яйце, им придётся думать: строить ли вначале газозаправочные станции или развивать сеть потребителей, которые будут пользоваться их услугами. Хотя существующая практика давно подсказала оптимальное решение – одновременно создавать и то, и другое. При этом немало препонов придётся преодолеть с получением разрешений на подключение объектов газомоторного топлива, выделением лимитов на газ и т.д.

– Все эти проблемы разрешатся быстрее, если Ярославская область будет иметь чёткую программу, согласованную с «Газпромом», – указал вице-президент Российского газового общества.

ПОМОЖЕТ МОГУЧИЙ «ГАЗПРОМ»

Готовность оказать региону всестороннюю помощь в решении этой важной проблемы проявил и выступивший на заседании межведомственной рабочей группы заместитель начальника управления по газификации и использованию газа в качестве альтернативного топлива ОАО «Газпром» Евгений Пронин.

– Несомненно, процессы строительства сети заправочных газокомпрессорных станций и развития парка машин, работающих на газомоторном топливе, должны быть син-хронными, – сказал Евгений Николаевич. – Два десятилетия назад, когда страна впервые вышла на потребление одного миллиарда кубометров газа в год, у нас было построено 450 газонаполнительных станций. Сейчас их насчитывается 246, из них 206 принадлежат «Газпрому». Мы готовы строить заправки во всех регионах, включая Ярославскую область, если будет стабильное потребление газа. При этом нам неважно, чей транспорт, муниципальный или частный, станет на них заправляться.

По словам Е. Пронина, «Газпром» готов и к тому, чтобы в регионах развивалась сеть частных заправочных станций. От широкой конкуренции на рынке выиграют все, особенно потребители более дешёвого альтернативного вида топлива. Надо лишь грамотно выстроить программу его использования, рассчитать эффективность и оформить заявку, с выполнением которой в могущественном ведомстве не будет никаких проблем.

На вопрос одного из участников рабочей группы, в чём преимущество газа над традиционным дизельным топливом, представитель «Газпрома» привёл такие убедительные цифры. В прошлом году отпускная цена одного кубометра метана, примерно равного по энергетической ценности литру солярки, составила 7 рублей 69 копеек. Как тут же выяснилось, в Ярославской области она почти на три рубля выше, однако, даже при этой цене экономическая выгода налицо (цена одного литра дизельного топлива более 20 рублей). К тому же динамика роста стоимости газа не такая стремительная, как у топлива из нефти. Почему же тогда ярославские транспортники тормозят с переводом своих машин на газомоторное топливо?

Ответ на этот вопрос дали заместитель директора председатель комитета по транспорту департамента дорожного хозяйства и транс-

порта Ярославской области Алексей Фёдоров и председатель комитета по транспорту и связи мэрии города Ярославля Александр Болтовнин. Главным тормозом в решении проблемы является то, что в областном центре действует всего одна автомобильная газозаправочная станция недалеко от Чурилково. Ближайший автобусный парк от неё расположен в десяти километрах. Какая уж тут экономия топлива! К тому же в большом промышленном центре отсут-ствуют предприятия, где можно было бы оперативно переоборудовать на газомоторное топливо сотни единиц пассажирского транспорта. Более-менее стабильная ситуация только в Рыбинске, где АГЗС работает уже свыше 20 лет и пользуется популярностью у таксистов, водителей микроавтобусов и владельцев личных машин.

– Мы двумя руками голосуем за газификацию автотранспорта, – говорил Алексей Фёдоров. – Это новое направление в экономике, продиктованное самой жизнью. Но мы хотим, чтобы при составлении программы учитывались интересы и возможности транспортников.

В ходе обсуждения проблемы выяснилось, что желание перейти на более дешёвый вид топлива имеют практически все крупные муниципальные автоперевозчики. По их подсчётам, они располагают возможностью перевести на газ около 800 автобусов городских и пригородных маршрутов. При соответствующих условиях к ним готовы присоединиться транспортники жилищно-коммунального хозяйства, имеющие немало спецмашин, а также работники аграрно-промышленного комплекса. Им как всегда придётся сложнее всего из-за того, что техника здесь находится в райцентрах и сельхозпредприятиях на всей территории области. Но и тут имеются возможности перевода автомашин и тракторов устаревших марок на газомоторное топливо, особенно перед угрозой исчезновения с рынка наиболее дешёвого бензина марки А-80.

Заседание межведомственной рабочей группы завершилось обсуждением конкретных поручений по подготовке программы перевода техники на газомоторное топливо и строительства газокомпрессорных станций.

– Я считаю, что будущая программа должна заработать уже в нынешнем году, – сказал после мероприятия корреспонденту «Северного края» заместитель председателя Ярославской областной Думы Евгений Заяшников. – Мы постараемся включить её в новый закон об энергосбережении, текст которого в мае поступит в думу из правительства области. Кроме ощутимой экономической выгоды транспортных организаций и автоперевозчиков, она позволит значительно улучшить экологическую обстановку для всех жителей нашего региона. В Москве, например, на долю автомашин приходится до 80 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу! В Ярославле, конечно, транспорта меньше, но проблема не менее актуальна и её нужно тоже решать и как можно скорее.

 Цена одного литра дизельного топлива втрое превышает стоимость сопоставимого по энергетической ценности объёма газомоторного топлива.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp