Главное:

Одно лето Леньки Пантелеева

В сущности это все, что можно узнать об авторе из общедоступных источников. Но в селе Никольском, что в Некрасовском районе, ими не ограничились. За исследование «Писатель Л. Пантелеев и Ярославский край» ученица 8го класса здешней средней школы Алена Кутузова получила диплом первой степени и золотую медаль на 21­й открытой общероссийской конференции учащихся «Юность, наука, культура – XXI век», состоявшейся в Обнинске в начале мая. Туда приехали более тысячи школьников со всей страны, а медалями были награждены только шесть ребят. Жюри подчеркнуло оригинальность и самостоятельность работы, которую представили Алена и ее научный руководитель Валентина Македоновна Молькова, преподающая в Никольской школе математику и физику.

Обе – местные жительницы. Потому их заинтересовали географические названия в книгах «Ленька Пантелеев» и «Верую». Там упоминаются села Никольское и Красное, деревня Чельцово (Ченцово), Николо­Бабаевский монастырь. Впрочем, кто сейчас читает писателя Пантелеева? Ради любопытства опросите знакомых детей. Увидите, что они даже Гайдара если знают, то вовсе не того, который автор «Тимура». Но в селе Никольском школа небольшая – 65 учеников. Клуб любителей книги может охватить своей работой буквально всех. Заведующая библиотекой Наталья Юрьевна Троицкая раз принесла в школу книги Пантелеева и предложила детям. Подсказала: тут есть о наших краях. А у Нины Николаевны Хоревой, которая преподает здесь немецкий, в личной библиотеке – четырехтомник писателя. И она тоже о селах и деревнях, которые там называются, думала. Словом, идея носилась в воздухе.

Валентина Македоновна ею загорелась. Хоть и математик, но с радостью занялась филологией и краеведением. Когда не по обязанности, так оно само собой получается. Ведь в Никольском заставлять некого: педагогический коллектив маленький – 15 человек, и лишь пятеро живут поблизости от школы, причем трое из них – пенсионеры. Остальные приезжают сюда преподавать из Нек­расовского и Бурмакина. Вот такие плоды дали вместе реформы сельского хозяйства и образования. Однако лучшие результаты все­таки у тех педагогов, которые работают там, где живут, и учат местных детей, а не привозных.

Алеша Еремеев жизнь прожил долгую и сложную, а окрест­ности Никольского даже в старости вспоминал – в откровенном своем «Верую». Хотя провел здесь одно только лето 1918 года. Мать вывезла его в деревню Ченцово из голодного Петербурга к родственникам знакомого – бывшего деревенского жителя, а после мичмана Федора Глебыча Корытова. Они остановились на квартире сос­тоятельного человека Соболева. В романе «Ленька Пантелеев» рассказывается об отношениях между людьми в деревне, о социальном расслоении. Но еще – об играх с местными деть­ми, которые выбирали его командиром. О прогулках по большому тракту, обсаженному в два ряда екатерининскими (по указу императрицы) березами, о посещениях церкви в селе Красном. Тут он полюбил поэзию Некрасова и читал его стихи, когда в одиночестве ходил в полях от Ченцова до Андреев­ского и Никольского.

Алеша заболел дифтеритом. Мать повезла его к докторам в Ярославль, они плыли по Волге, останавливались в Николо­Бабаевском монастыре. Мальчика лечил доктор Опочинский, врач Соловьевской больницы, которая располагалась на тогдашнем краю города – в Загородном саду. Мать и сын жили в доме Полякова (потом гостиница «Европа», которая не так давно рухнула и была выстроена заново) и оказались в центре новых ужасных событий – начинался белогвардейский мятеж...

Все это – правда, рассказанная в художественных произведениях Пантелеева. Валентина Македоновна и Алена не раз прошли по его следам в Ченцове, Красном, Никольском и Андреевском. Отыскали потомков людей, о которых он писал. В деревне память сохраняется долго: «Мать моей бабушки рассказывала, как ее дед...» – и вот вы уже в 1812 году. Корытовы, Соболевы, Тихоновы, Скребковы, Котовы – эти фамилии здесь живут извечно, и, слава богу, с места трогаться не собираются. Фотографии домов, которые описывал Пантелеев, карты местности, архив­ные документы, портрет доктора Опочинского – это привело в восторг жюри в Обнинске. Почему? Это настоящее – вот в чем дело. Мир, ускользающий из реального состояния в виртуальное – в телевизоры, компьютеры, сотовые башни, вдруг обрел плоть, его стало можно потрогать. Дома, в котором жил Алеша Еремеев, нет – хозяев раскулачили, его продали, раскатав по бревну, соорудили два других строения. Но учительница и ученица даже их разыскали! Можно прийти и пощупать ту балку, глядя на которую по вечерам, засыпающий мальчик, будущий хороший писатель, бормотал: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай...»

Валентина Македоновна и Алена написали в передачу «Жди меня» – ищут родственников Пантелеева: рассказать все, что узнали. Они обращались в разные инстанции. Большинство отмолчалось. Воскобойников – председатель Союза детских писателей России – ответил, что жена и дочь писателя умерли, о других его близких сведений нет. Выходит, что самые близкие – здесь, в Никольском, где Алеша Еремеев провел одно лето 1918 года.

В реакции учащихся школы на успех в Обнинске Валентина Македоновна пока не разобралась – времени еще прошло мало. Но по возвращении оттуда к ней и Алене сразу стали подходить ребята и расспрашивать. Некоторые говорили: «Ну и что особенного? Я тоже бы мог». Дай­то Бог!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3g0d/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость