Главное:

Художник для немногих счастливцев

По словам самого художника, для него это – программная выставка. Он долго «преодолевал кризис среднего возраста», но в итоге метаний и сомнений появилась на свет не-обычная игральная колода карт, являющаяся своеобразным камертоном выставки. В ней – пять мастей (я не оговорилась, именно – пять!), два джокера... Вот только фабулу самой игры каждый зритель должен придумать для себя сам. Одним из эмоциональных и информационных посылов для художника сделать именно такую колоду стало предположение известного шахматиста Фишера, пошутившего однажды, что, дескать, шахматы как игра уже выдохлись и надо бы удвоить количество фигур. Так далеко Василий, к счастью, не зашел, он добавил лишь одну масть... Вот только какую именно? Разбирайтесь сами, если в колоде у него представлены ...рыбы, трезубцы, серпы, лук со стрелами и ключи. Визуально эти масти тоже все выглядят непросто, но бесконечно занимательно для созерцания и осмысления: средневековые рыцари, африканские идолы, маски, отсылающие зрителя к венецианским карнавалам, фантасмагорического вида птицы и рыбы... Впрочем, это лично мое видение представленного. Может быть, вы увидите нечто совершенно иное. Одно можно гарантировать: с технической точки зрения графика (а именно в такой манере выполнены карты Василия Якупова) безупречна.

– Если всмотреться в изображения, то многие из них страшноваты, – признаётся Василий, – но поскольку мне хотелось одновременно передать ужас перед этим миром и благоговение перед его красотой, то, согласитесь, иначе они и выглядеть не могут.

Над созданием картографических листов Василий Якупов трудился в течение последнего года. Однако на выставке присутствуют и работы, созданные им ещё в прошлом веке, например, иконоподобные живописные холсты или бесконечные лабиринты из замысловатых геометрических фигур, один из которых, как оказалось в итоге, был портретом известного ярославского художника-авангардис-та Ключникова (вот только какой именно – вопрос!). (Кстати, широкой, но далёкой от искусствоведческих изысков публике художник Ключников стал известен благодаря тому обстоятельству, что некий злоумышленник похитил одну из его картин с выставки в художественном музее... Но это так, к слову.)

Подобная стилистическая эклектика экспозиции «Карт-бланш» не только продемонстрировала зрителю широту творческого спектра художника Якупова, но и проиллюстрировала его подлинное место в богемно-андеграундной атмосфере художественного пространства города. По мнению устроителя выставки – арт-директора «Арс-форума» Екатерины Змеевой, «в настоящем времени Василий Якупов существует вне мейн-стрима, а в каком-то смысле и вне времени». Добавлю, что Василий умудряется достаточно комфортно (с психологической точки зрения) существовать и вне некоего обязательно желательного социума: он не является членом Союза художников и принципиально не стремится попасть в их число, полагая, что заслужил своё право быть вне... Как пел в своё время один столичный бард: «...и как глупо умирать «за», даже если состоишь «в».

Изначально Василий предполагал назвать выставку иначе – «Замедление ветра», мотивируя заглавие тем, что «присущая каждому настоящему художнику порывистость устремлений замедляется с осознанием конечности этого мира, но, с другой стороны, чувствуя все это, начинаешь более ответственно относиться к тому, что ты делаешь здесь и сейчас».

Из всего вышесказанного, я полагаю, вы поняли, что выставка «Карт-бланш» Василия Якупова получилась достаточно неоднозначная, с эмоциональными перепадами от патриархальной благости до инфернальной обречённости. Понять, принять и продлить в себе это многоголосие мира дано немногим счастливцам.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3d9a/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость