Главное:
МИН
-

От осины не родятся апельсины

На днях здесь открылась выставка работ московского скульптора Александра Смирнова-Панфилова (на нижнем снимке). Примечательно, что данная экспозиция сменила на «боевом посту» выставку художника Сергея Бычкова, тоже столичного скульптора, друга и коллеги по творческому цеху Александра Смирнова-Панфилова. Не наступай эти две выставки друг другу на пятки, возможно, было бы непросто уловить ещё одну повторяющуюся тенденцию. Оба скульптора – и Сергей Бычков, и Александр Смирнов-Панфилов – включили в экспозиции скульптур серии фотографических работ, выполненные их сыновьями, Арсением Бычковым и Максимом Смирновым соответственно.

О художественной ценности фотографий с профессиональной точки зрения я судить не возьмусь, но лично мне работы начинающих фотографов (обоим юношам нет ещё и восемнадцати) не показались оригинальными и достойными демонстрации в столь ответственном для каждого художника выставочном зале. Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но это попахивает обыкновенным протекционизмом и классической формулой «как не порадеть родному человечку». Однако оставим этот достаточно скользкий этический момент на совести отцов, детей и искусствоведов – кураторов выставки.

Скульптуры Александра Смирнова-Панфилова потрясающе интересны. Обращают на себя внимание натюрморты – крайне редко встречающийся в скульптуре жанр, они выполнены в виде объёмных рельефов. Достаточно банальные предметы – яйцо на подставке, сыры разных сортов, блюдце с маслинами, кувшины, высеченные из дерева, известняка, гранита, мрамора – приобретают совсем иную художественную ценность, нежели будь они просто нарисованы на холсте или листе бумаги.

Весьма оригинальны и ироничны ассоциативные работы скульптора. Женские фигуры (достаточно увесистые в «пятой точке», но с непропорциональными рахитичными ручками при этом) олицетворяют у художника многое: и «Русскую баню» (это не вызывает вопросов), и «Последний день Помпеи» (тоже, в общем-то, понятно), и, вы не поверите, «Блоху»! Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что мужским персонажам тоже перепало славы: «Жук» (по своей насекомой сущности, очевидно, жук-скарабей) предстал перед нами в образе коренастого мужика, катящего перед собой неподъёмный камень. Хотя запросто можно расшифровать эту работу и как бессмысленный труд мифического Сизифа... И подобная полифония смыслов и интерпретаций – практически у каждой скульптуры Смирнова-Панфилова.

Бесконечно хороши оказались портреты известных художников: Тулуз-Лотрек – изображение похоже на оригинал как две капли воды (если судить о схоже-сти по оставшимся авто- и фотопортретам), хотя бытовое определение «похоже» и не является критерием искусства; гениальный Ван Гог (на верхнем снимке), сложную мятущуюся судьбу которого в живописи скульптор символизировал... вбитыми в щеку персонажа гвоздями. В остальном (не считая гвоздей) получился почти достоверный, реалистически подробный портрет Ван Гога (см. описание скульптуры Тулуз-Лотрека).

А Марка Шагала (точнее, его голову), художник изобразил в виде вазы, причём голова эта, как бы выразиться точнее... стоит на мраморном кубе-подставке «вверх ногами», и её вполне можно использовать утилитарно, как вазу для цветов. Этой возможностью не преминули воспользоваться предприимчивые гости вернисажа (сплошь – московская публика, между прочим), поставив в голову Шагала соцветие лилий. Получилась инсталляция в духе Сальвадора Дали. Импровизационная вольность гостей вполне вписалась в контекст выставки.

...Словом, скульптура Александра Смирнова-Панфилова оказалась выше всяких похвал – стильно, иронично, оригинально. Это подлинные произведения современного искусства, которые интересно рассматривать и обсуждать, о которых хочется думать, спорить, сомневаться, вспоминать, с которыми просто жаль расставаться. Вот только фотографии... Ну да Бог с ними, пусть повисят...

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp