Главное:

Почему убивали «Шинник»?

Не будем бросаться с шашкой на танк. Что записано на видео – то, как говорится, не вырубишь даже выключателем. «Шинник» действительно топили – особенно в играх с главными конкурентами за место под солнцем: «Амкаром», «Динамо», «Томью»... Впрочем, как уже писал «Северный край» («Этот «Шинник» не жалко. Совсем» – номер за 7 декабря), если исключить все судейские ошибки, ярославцы все равно покинули бы дивизион сильнейших. В таком случае гораздо интереснее ответить на вопрос: а зачем потребовалось «убивать» именно наш клуб? Кому это было выгодно?

РУКИ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО?

Версия, лежащая на поверх­ности, – политическая. Редкий болельщик по весне и летом не засылал в пространство зычный клич: «Тонков! Руки прочь от «Шинника»: многим тогда почему­то казалось, что это экс­президент клуба решил утопить свою бывшую команду и для этого «поработал» с судьями. Робкие голоса адекватных любителей футбола о том, что не случись Тонкова, Ярославль, возможно, распрощался бы с «Шинником» еще в том самом 1999­м, тонули в общем гуле недовольства.

Задать же себе вопрос, имелась ли у Николая Ивановича прямая финансовая выгода пакостить своим бывшим подопечным (вкладывая для этого свои кровные деньги), митингующие почему­то не догадывались. А зря: когда процесс смены руководства в клубе шел, те же горячие головы упрекали экс­президента именно в излишней прагматичности. И как же ему, с трудом «отбившему» вложенные в клуб деньги, было расставаться с ними, чтобы кого­то подкупать, дабы он этот самый клуб окончательно утопил?

В середине лета дошло до того, что сенатор верхней палаты парламента Николай Тонков и губернатор области Анатолий Лисицын специально для сомневающихся подтвердили, что все вопросы с футбольным клубом окончательно разрешены и более никто ни к кому претензий не имеет. Только после этого разговоры о «зловещей руке» слегка поутихли.

«Шинник» же продолжал тонуть, и это погружение весьма прямо определялось отношением судей к нашей команде. Да и в кругах, которые располагаются над судейскими, уже с весны поговаривали: «Играет «Шинник», может, и не хуже других, но... Не жилец он в премьер­лиге»...

О ПОЛЕ, ПОЛЕ, КТО ТЕБЯ...

Именно по весне (а точнее – даже зимой) и нужно искать истоки глобального провала нашей команды. Причем заложены они были не на футбольном поле. «Шинник» уступил в битве на поле информационном. А главную скрипку в «антипиаре» «Шинника» сыграл, как это ни странно, наш главный на тот момент тренер Олег Васильевич Долматов. О его работе в профессиональной сфере мы тоже писали – это было сразу после отставки Олега Васильевича (см. материал «Закат эпохи Долматова» – номер за 15 сентября). Но если в своей профессиональной деятельности тренер имеет право на эксперименты, то в части многих околофутбольных тем его высказывания могут принести куда больше вреда, чем неправильная замена или ошибка в тактическом плане на игру.

К примеру, уже на первых сборах Олег Васильевич заявил, что покупать игроков дороже 300 тыс. долларов клуб не планирует, поскольку положение с финансами сложное, и придется выбирать из того, что есть. Вообще, тренер, рассуждающий о финансах, – картина сама по себе сюрреалистическая. Да не стелил ли этим самым Олег Васильевич себе «соломки», уже готовясь «падать»?

Так или иначе, но этим самым наш экс­наставник добился двух замечательных вещей. Пункт первый: любой игрок, позиционировавший себя хотя бы чуть выше означенной суммы, ставил жирный крест на переговорах с «Шинником». Надо еще понимать, что 300 тысяч – это не деньги, которые получит сам футболист. Здесь и комиссионные агенту, и отчисления бывшему клубу, и лицензии, страховки и тому подобное.

В результате команда по самую верхнюю палубу загрузилась игроками, часть из которых даже до конца сезона не доиграла. Кое­кто прямо из лазарета вообще решил отправиться на пенсию по состоянию здоровья. А хороший футболист себе цену знает. Да и демпинговать в этой среде не принято.

И пункт второй – резко поменялось отношение к «Шиннику» у судейского корпуса. Поскольку если команда практически всех основных игроков потеряла, новых покупать ей не на что, то как она собирается решать заявленную на всех уровнях стратегическую задачу – сохранение места в премьер­лиге? Уж не за счет ли пресловутой «работы с арбитрами»?

Судьи, конечно, люди и, как все мы, имеют право на ошибку. Но из­за упомянутой специфики, которая трудами и речами руководства «Шинника» сложилась вокруг нашего клуба, ошибаться «в пользу» ярославцев становилось как­то более чревато, нежели в пользу их соперников. Поскольку во втором случае это легко сходило за непрофессионализм, тогда как в первом давало повод усомниться в «кристальной чистоте» нашего судейского корпуса. На этом фоне запальчивые заявления на предмет того, что мы «бедные, но гордые» и судят нас так, потому что «мы с судьями принципиально не работаем», выглядели как попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

ИСКУССТВО

НАДУВАТЬ ЩЕКИ


Самое обидное, что и затем не было предпринято никаких шагов, чтобы стабилизировать ситуацию хотя бы на информационном поле. Слова: «В следующем сезоне у команды появится генеральный спонсор» даже самый «отвязанный» фанат понимал только так, как они звучат в подтексте: «В этом сезоне больших денег на «Шинник» не даст никто».

Дело даже не в спонсоре, как таковом: сумела же «Томь», фактически лишившись поддержки «Томскнефти», сохранить позиции в элитном дивизионе. ЦСКА, в который прекратились вливания денег со стороны Романа Абрамовича, заиграл сильнее, чем в годы сотрудничества с чукотским губернатором. Но, потеряв день­ги, они сохранили стиль, который в этой ситуации определяет практически все.

Даже Остап Бендер понимал, что Ипполит Матвеевич должен при словах «отец русской демократии» надувать щеки. Без этого концессионеры не собрали бы со старгородской оппозиции и пятидесяти рублей на помощь беспризорным детям. А на что рассчитывали менеджеры «Шинника», признавая свой клуб «сиротой»? На то, что у ворот тут же выстроится очередь из мегакорпораций, готовых взять сиротинушку под крыло?

История не знает таких примеров... Зато сколько угодно обратных, когда некто солидный заявляет: «Это теперь – мое! И даже не подходите ко мне со своими несчаст­ными десятью миллионами». И солидные дяди начинают чесать в затылке: «Десять­то, допустим, есть... Да как бы он зав­тра пятьдесят не заломил». Процесс, что называется, начинает идти. Может быть, тот, который щеки надувает, вообще ничего не вложил. Может быть, ему за это самому приплачивают. Важно другое: занято то самое «свято место», которое ни при каких условиях не должно быть пусто. Кстати, это очень позитивно влияет на атмосферу не только вне, но и внутри клуба. Конечно, лучше, когда это реальный спонсор, а не Ипполит Матвеевич, но... Когда вообще никого нет, тут уж дело пахнет и вовсе керосином.

А ТРЕНЕР КТО?

С середины сезона, когда вопрос встал ребром, упомянутые выше факторы суммировались и, как это часто бывает, умножились. Вместе с шансами команда потеряла лицо и, соответственно, игру. Последней каплей стала отставка главного тренера. И дело даже не в том, что психологически это надломило футболистов (не в меньшей степени на их самочувствии сказывалось иронично­скептическое отношение собственных болельщиков).

Куда в более серьезном положении оказался менеджмент клуба. Поскольку уже в конце лета, когда судьба «Шинника» окончательно определилась, нужно было в весьма спешном порядке формировать состав команды на следующий сезон. Дальше пошла цепная реакция: чтобы вести переговоры с игроками, те должны представлять, что от них потребует главный тренер. А если его нет, чем могут оперировать менеджеры в переговорах с футболистами? Суммами контрактов? Это все равно, что предлагать актеру трудоустроиться в театр, отложив «на потом» разговор о том, в каком амплуа ему придется играть. Да ладно, если играть – а то могут вообще поставить в гардероб – неизвестно же, кто управлять будет.

Тренер в «Шиннике» появился после окончания сезона. Говорить о профессионализме Сергея Юрана в части футбольной педагогики пока рановато, но одно он понимает правильно: если выводить команду в премьер­лигу за один сезон, отталкиваться нужно не от сумм контрактов, а от желания футболистов доказать свою футбольную состоятельность. Команде, которая не жалеет себя, болельщик прос­тит многое – даже отсутствие результата на определенном этапе становления.

– От игроков я буду требовать прежде всего любви к футболу, желания постоянного самосовершенствования и сохранения высокой мотивации на протяжении всего сезона, – сказал главный тренер на своей первой пресс­конференции. Будем надеяться, что этот, безусловно, верный тон наставник «Шинника» сохранит до конца сезона. Соб­ственно, и задача перед ним стоит, гораздо более располагающая к оптимизму, нежели та, которая стояла перед его предшественником.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n38lk/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость