-

Там, где эмоции. Непрофессиональные актеры в Ярославле собирают полные залы

– Сегодня много ставится странных спектаклей-шоу с мигалками, дымом, огромным количеством массовки. В нем все важно, кроме… артиста. Порой кажется, что для воплощения такой идеи достаточно позвать людей с улицы, раздать им реплики, включить музыку, пустить дым – и поехали. Артист – на третьем или на четвертом месте. А он должен быть на первом, – делится своими наблюдениями ректор – профессор Ярославского государственного театрального института, заслуженный артист России Сергей Куценко.

В зрительном зале учебного театра при ЯГТИ – яблоку негде упасть. Среди зрителей и люди в возрасте, и молодежь. Спрашиваю, чем привлекает столь разновозрастную публику театр, в котором нет ни раскрученных звезд, ни даже профессиональных актеров.

– Меня трогает искренность, подлинная эмоция, которой студенты пытаются компенсировать недостаток профессионального мастерства, – признается учитель русского языка и литературы Елена Кораблева. 

А еще – их стремление воплотить персонажей пьес такими, какими их задумывали авторы: без набившего оскомину постмодернистского «выворачивания наизнанку» с обязательной эротизацией сюжета.

– Мне нравится вместе с героями спектаклей совершать скачки во времени, больше узнавая об истории России, особенно о тех ее периодах, о которых сегодня на сцене почему-то вспоминают нечасто. Например, в комедии-фарсе «Слон» по пьесе Александра Копкова автор на примере почти анекдотической ситуации времен коллективизации размышляет о том, чем можно пожертвовать ради технического прогресса, а чем – нельзя, что важнее: свобода человека или стабильность общества? А в спектакле, посвященном поэту Геннадию Шпаликову, «Я к вам травою прорасту» студенты воздали дань поколению шестидесятников, – говорит одиннадцатиклассница Мария Воробьева.

В репертуаре театра также дипломные спектакли: почти фарс по пьесе Брайана Фрила «После занавеса» «Чехов. Next», наивный рассказ по одноименному роману Елены Чижовой «Время женщин», сказка-фэнтези по мотивам одноименной пьесы Михаила Супонина «Волшебное оружие Кэндзо» и постановка по пьесе Александра Володина «Старшая сестра», приуроченная к 100-летию со дня рождения замечательного русского драматурга.

– В марте у нас в афише 21 спектакль. Играем чуть ли не каждый день, почти как в профессиональном театре. Билеты раскупаются на несколько недель вперед, – гордится ректор ЯГТИ.

Воспитанники Сергея Филипповича учатся на третьем курсе, до выпуска им еще чуть ли не полтора года, тем не менее они уже играют в двух дипломных спектаклях, что случается нечасто. В «Старшей сестре» одна из центральных – тема театра. На подмостках юные героини спорят о том, кому стоит выбирать эту стезю: «…Быть посредственной артисткой? Это стыдно!» – безапелляционно заявляет Лида. Надя ей возражает: «Было бы стыдно, если бы тебе нужна была слава, успех. У тебя другая цель – давать людям радость».

А что сам  Сергей Филиппович думает по этому поводу?

– Сегодня в профессио­нальных театрах ставится много пьес, в которых зрелище подменяет актерское мастерство. Это не всегда правильно. Мы стараемся брать в работу такой драматургический материал, где замысел автора раскрывался бы не посредством света, звука и спецэффектов, а через искреннюю игру, – объясняет Сергей Куценко. – Если студенты научатся быть на сцене органичными, продуктивными, живыми, человечными (а именно эти навыки формирует русская театральная школа в целом и ярославская в частности), они смогут работать с разными режиссерами, в любых театрах. Освоивший технику сценического искусства по системе Станиславского не спасует и прекрасно проявит себя в трагедии, драме, комедии, мюзикле, водевиле. Театральная школа подразумевает возбуждение в себе любых качеств.

Даже оперетта и мюзикл воспитанникам ярославской театральной школы по плечу. В свое время курс Александра Кузина поставил на сцене Волковского театра искрометную «Сильву» Имре Кальмана.

Зрители ломились на эту постановку!

– Мы одними из первых в России поставили на своей сцене мюзикл. Клавир и текст хитов знаменитого Коула Портера нам привезла американка, мы сами сделали перевод, – говорит Сергей Филиппович.

А сейчас педагоги театрального института активно обращаются к советским авторам – видимо, откликаясь на появившуюся в последние годы ностальгическую волну.

– Наш спектакль по пьесе Александра Володина – ностальгия по чистому, трогательному времени, когда люди были искренни, доверяли друг другу, не сдерживали своих чувств. Сегодняшние молодые люди – другие. Но и они меняются под влиянием своих сценических образов, – доволен наставник.

География студентов театрального института широка: от Сахалина, Камчатки, Таймыра до Калининградской области. ЯГТИ наряду со столичными театральными вузами всегда приглашают на Международный фестиваль «Твой шанс», где представляют свои достижения лучшие театральные школы России и мира. В этом году мы примем участие в фестивале «Севастополь. Театр-2019».

– По информации Пенсионного фонда, трудоустраиваются по специальности более 95% выпускников ЯГТИ. За точность сведений эта организация отвечает, подтверждая, что они работают и получают «белую» зарплату. И это мы считаем высокой оценкой нашей работы, – резюмирует Сергей Куценко.

Фото Анны Соловьевой

Ярославльтеатр

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp