В Ярославской области президентский грант помогает пошехонцам сохранить свою уникальность
Проект «Как пошехонца в Пошехонье поселить» реализуется в Ярославской области на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Пошехонье – малый уединенный город России с «особинкой» и атмосферой, вдалеке от центров и трасс. В свете современных реалий Пошехонье как модель провинции, дальнего уединенного угла с самобытным пошехонцем и философией пошехонского юмора может превратить комплексы территории в конкурентные преимущества, увеличить туристический поток и стать ресурсом развития района.
– Жителей волнует проблема оттока населения, отсутствия рабочих мест и перспектив. В то же время есть известный на всю страну благодаря литераторам и фольклористам XVIII – XIX веков образ анекдотического пошехонца-чудака, который может стать культурным кодом и символом привлекательности края, – отметила директор департамента культуры Ярославской области Марина Васильева. – Работники культуры создают культурно-этнографические программы про пошехонца. Выстроенное исследование поможет составить образ пошехонца, дополненный такими местными брендами, как Гаютинская роспись, Пошехонская старина, Пошехонский сыр, пирог намазенька. Сохранение уникальности представления о пошехонце и Пошехонье – культурный код территории, который мы будем беречь и передавать поколениям через созданные программы и мероприятия.
Салтыков-Щедрин определил пошехонца как «тупого, беспросветно-отсталого, захолустного обывателя, совершающего анекдотические глупости», а само Пошехонье как глухомань, захолустье, символ русской темной глубинки. Но наследие территории гораздо шире, глубже и интереснее. Еще в XIX веке этнографы и приезжавшие сюда люди отмечали, что население здесь этнографически отличается от других жителей Ярославского края.
Современные реалии дают Пошехонью с его самобытной природой, обилием рек, Рыбинским морем, уединенностью и удаленностью новые возможности. Пандемия и внимание к здоровью, удаленная работа и учеба сподвигают людей перемещаться из шумного города в тихую сельскую среду.
В Пошехонье проживает 5650 человек, вместе с районом 12655. Сегодня он теряет свою привлекательность для населения, которое стремительно убывает на 2 – 2,5% в год. Нет промышленности, мало рабочих мест и возможностей для молодежи. Но уникальный культурно-исторический и рекреационный потенциал края можно использовать для развития туризма, а значит, развития территории.
Уникальный промысел золотобой, бренды Пошехонский сыр, Гаютинская роспись, пирог намазенька, Пошехонская старина – победители конкурса «Топ-1000 культурных и туристических брендов России» в 2021 году.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5qy6/
Комментарии: