377

Люди и миллиарды

В поле зрения 27 сотрудников контрольно-счетной палаты Ярославской области находится около 40 млрд. рублей бюджетных средств

В «зоне ответственности» одного работника КСП находится около полутора миллиардов бюджетных рублей. Недавно на заседании думского комитета по бюджету, налогам и финансам доклад председателя контрольно-счетной палаты вызвал критику отдельных депутатов. Высказывались непривычно резко, дошло до странных идей: вообще упразднить КСП и призвать частных аудиторов. Однако обсуждая качество чьей-либо работы, необходимо тщательно взвесить «за и «против», понять что, как, чьими силами и с какой целью сделано. Не конфликтовать, а анализировать. Корреспондент «ЯР» встретился с председателем КСП Андреем Набатовым, чтобы из первых рук получить информацию о работе ярославских ревизоров.

– Андрей Петрович, прозвучавшая из уст депутатов критика, на ваш взгляд, конструктивна?

– Диалог с депутатами получился странный. Деятельность КСП была рассмотрена Думой в апреле, признана результативной и оценена положительно. В первый год моей работы – тоже. Кстати, я сам и настоял на том, чтобы законодатели оценивали нашу работу, ранее такой практики не было.

В оценке деятельности КСП многие депутаты, к сожалению, не сочли нужным руководствоваться четкими критериями, а просто использовали наш доклад как повод для громких политических заявлений.

Не спорю, предложение заменить КСП нанятыми аудиторами звучит эффектно. Однако дороги у нас принимали именно «аудиторы», и результат – налицо. Неплохо бы вспомнить: перед моим приходом на должность председателя в 2009 году КСП выявила нарушений на 15 миллионов рублей, а теперь – на 2 миллиарда. Но такой рост числа нарушений невозможен, большинство из них – системные! Не говорит ли это о том, что раньше их просто хуже выявляли? Я не боюсь критики в свой адрес, но за коллектив КСП обидно – люди действительно стараются.

– Не провоцирует ли критику в адрес КСП ее закрытость?

– 30 лет работы в органах финансового контроля дают мне право утверждать, что деятельность КСП не может быть полностью прозрачной и открытой. Работа у нас специфическая, неспециалист в нюансах не разберется. Но и миф о нашей закрытости раздут. В прошлом году специально разработан сайт – заходите и смотрите. Мы готовы обнародовать информацию, которую можно правильно понять, не имея специальных навыков. Проблема в том, что нас не всегда хотят слышать. Был случай, когда меня обвинили в том, что я якобы сам себе выписал незаконно материальную помощь. В нашей системе такое невозможно в принципе, но мы все-таки разослали в СМИ документы, подробно опровергающие абсурдную выдумку, – не напечатал никто.

– Вернемся к идее аудита как альтернативы КСП…

– Я сам работал в аудиторской фирме. Это бизнес, заинтересованный в получении прибыли, а не в выявлении нарушений и недостатков. Зачастую аудиторы дают «красивое» заключение, а потом приходит налоговая инспекция и налагает огромные штрафы.

– Сколько проверок провела наша КСП, и как система финансового контроля в Ярославской области выглядит на фоне аналогичных систем в других регионах?

– В 2011 году мы провели 60 проверок и подготовили 63 заключения по проектам нормативных правовых актов. А сравнение с другими регионами вряд ли возможно в силу разной численности штата счетных палат. Есть в ЦФО СП по 100 человек, у нас – 27. В мае к нам на рабочее совещание приезжали руководители иностранных органов финансового контроля, аналогичных Счетной палате РФ. Докладываем о работе Ярославской КСП, а иностранцы кивают: о йес, 207 человек, о-кей! Мы поправляем: не 207, а 27. Они поразились: как же вы работаете при 40 миллиардах рублей оборота контролируемых денежных средств? Что ответить? Так и работаем: без выходных, когда нужно – вместо отпуска компенсация.

– Вы говорили: «люди стараются», а цифры довольно скромные…

– Именно это я имел в виду, говоря о неверном истолковании информации неспециалистом. Цифры отнюдь не маленькие. Проверок на первый взгляд немного, но мы в рамках одной проверки не останавливаемся на главном распорядителе средств, а проверяем всех участников проекта, множество организаций. К примеру, в 2011 году проверяли модернизацию ЖКХ. Ограничились департаментом ЖКХ? Не тут-то было! Дорога строится – плюс департамент дорожного хозяйства, расселяем ветхое жилье – плюс департамент строительства, школу строим – плюс департамент образования. Мы отслеживаем, куда поступили деньги, смотрим, как сделан объект. Наши контролеры расспрашивают людей: сдали теплотрассу, а стало ли теплее в вашей квартире? Проверяя качество ремонта, опрашиваем не старост домов (которые, что греха таить, тесно связаны с управляющими компаниями), а простых людей. И хотя наша задача – не наказать нарушителя, а предотвратить нарушение, уже возбуждено одно уголовное дело и еще одно передано в Следственный комитет. Но подчеркну, смысл нашей работы не в количестве выявленных нарушений и не только в проверке расходования бюджетных средств. Мы проверяем не расходы госучреждений, а эффективность использования средств налогоплательщиков. Если, стремясь снизить тарифы, областное правительство вложит средства в переведение брейтовских котельных на экономичное топливо, то КСП будет волновать не только дебет-кредит истраченных денег, но и как изменилась оплата за тепло для брейтовцев.

– Получается, что КСП – структура уникальная?

– Не сочтите за нескромность – да. Мы – единственный абсолютно самостоятельный и потому нацеленный на интересы населения контролирующий орган. КСП не подчиняется ни органам исполнительной власти, ни Думе. Ни один из наших контролеров не является членом какой-либо политической партии и не имеет родственных связей с членами правительства. Отбор кадров строжайший. Сейчас есть 1 вакансия, мы провели уже 4 конкурса, рассмотрели 80 кандидатур, и пока должность свободна. У нас работают люди, которые не мыслят себя на другой работе, не могут жить иначе. Социально-экономический эффект от расходования бюджетных средств анализирует только КСП. Контроль Росфиннадзора (в прошлом – КРУ Минфина) и других контролирующих организаций в финансово-бюджетной сфере иной – они проверяют, как потрачены деньги, и только. А мы ориентируемся на план социально-экономического развития области и обращаем внимание в первую очередь на то, что каждый истраченный рубль принес конкретным гражданам. Люди это чувствуют – с 2010 года растет число обращений в КСП. И мы реагируем. Например, добиваемся расселения дома №72/1 по ул. 1-я Закоторосльная набережная и, поверьте, добьемся.

– Неужели вас ни разу не «просили» об одолжениях влиятельные люди?

– Ни экс-губернатор Сергей Вахруков, ни председатель областной Думы Виктор Рогоцкий ни разу не оказывали никакого давления на КСП. В других регионах случаи были. У нас – нет и, я полагаю, не будет.

– Но 2 миллиарда рублей выявленных нарушений – это очень много. В чем причина, какие нарушения типичны?

– Причина – в неумении организовать единую систему работы, сделать то или иное учреждение монолитной структурой. И в том, что бухгалтеры слабо знают постоянно изменяющееся законодательство. Например, оттого, что данные по арендаторам-неплательщикам не всегда доходят до бухгалтерии департамента, бюджет недополучил 250 миллионов рублей.

– Есть ли региональные законы, которые вы считали бы нужным изменить?

– Есть и федеральные, и региональные законы, на мой взгляд, нуждающиеся в корректировке. Среди них такие серьезные, как наш областной закон о бюджетном процессе. Но это уже тема для отдельного разговора, она слишком обширна. Законы можно улучшить и исправить, это одна из вполне выполнимых целей нашей работы. Правда, работать желательно в нормальной обстановке, то есть такой, когда критика, которую ты выслушиваешь, обоснованна и конструктивна.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1eoy/
дорогиБюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость