-
Воскресная рецензия. «Битва за Севастополь»: война, которой вы не видели

Воскресная рецензия. «Битва за Севастополь»: война, которой вы не видели

Трейлер фильма «Битва за Севастополь» изначально вызывал неоднозначные чувства. Во-первых, сложно было абстрагироваться от политических событий, на фоне которых фильм выходит в прокат. Во-вторых, в последнее время российское военное кино слишком часто превращается в грубое орудие пропаганды. Кроме того, трейлер картины преувеличенно красив и наполнен романтическим пафосом. На деле же «Битва за Севастополь» опровергает практически все возникшие перед просмотром опасения.

Сейчас, когда отношения между Россией, Украиной и США предельно обострены, более уместный фильм представить невозможно. Над его созданием работала многонациональная съемочная группа. Сам режиссер – Сергей Мокрицкий – родом с Украины. Да и главная героиня – родившаяся в Киевской губернии советская женщина-снайпер, ездившая с дипломатической миссией в США, – кажется символом единения народов. Даже в саундтрек фильма вошли три песни: русская, украинская и американская.

«Битва за Севастополь» – в первую очередь антивоенный фильм. Причем способ показать войну авторы выбрали не самый привычный. Сергей Мокрицкий постоянно играет на контрасте красоты и уродства, жизни и смерти. Как сложно представить, что во время войны не переставали цвести вишни, никуда не исчезли божьи коровки, а небо могло быть таким же голубым, как сейчас! Природа живет, и она по-прежнему прекрасна, вот только теперь всюду: в высокой траве, за деревьями или между камнями – может таиться смерть. Этот контраст работает постоянно, так что вскоре он перестает восприниматься как художественный прием и создает новую реальность – реальность войны, где жизнь и смерть сливаются воедино.

Разумеется, это было бы невозможным, если бы не талант режиссера и оператора. В «Битве за Севастополь» относительно мало разговоров. Упор сделан на визуальную составляющую, так что каждое действие, каждый взгляд, каждое движение камеры неслучайно. Даже slow motion, «слежение за пулей» и другие эффекты, которыми так часто злоупотребляет российское кино, здесь умеренны, абсолютно уместны и всегда несут эмоциональную нагрузку.

Еще одна сильная сторона фильма – это исполнительница главной роли Юлия Пересильд. Ее Людмила Павличенко – одновременно хрупкая и невероятно стойкая. «Леди-смерть», которая, отняв жизни более трехсот человек, не перестала быть человеком сама.

Разумеется, подвиг снайпера сейчас воспринимается совсем не так, как в военные годы. 309 убитых – это страшная цифра, даже если речь идет о врагах. Но такова специфика войны: когда мир вывернут наизнанку, героизмом становится то, что в обычной жизни немыслимо. Очень показателен эпизод с девочкой, читающей «Если дорог тебе твой дом…» Симонова. Сколько ненависти на лице ребенка и сколько боли в глазах женщины, знающей истинную цену этих слов!

Оценивать соответствие сюжета фильма реальным событиям в личной жизни Людмилы Павличенко едва ли стоит, тем более что информация о ней, не связанная с боевыми заслугами, довольно противоречива. И все же такое обилие романтических линий и мужчин, которые ценой своей жизни спасают героиню, выглядит неубедительно и чрезмерно. У киношной Павличенко нет боевых товарищей – только воздыхатели или возлюбленные. Не удержались авторы и от эротической сцены. Видимо, этот эпизод должен продемонстрировать зрителям, что именно Леонид – тот самый, по-настоящему любимый. Впрочем, это единственный серьезный недостаток фильма.

В итоге – да, «Битва за Севастополь» – это пропаганда. Пропаганда общечеловеческих ценностей и отчаянный призыв к людям всего мира объединиться для борьбы с главным врагом – самой войной.


 

Смотреть в Ярославле: «Родина», «Киномакс», «Киноформат», «Синема Стар».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кино недели».

кинорецензия

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber