Главное:

Вот тебе, бабушка, и ТСЖ

Реализация ФЗ-123 серьезно усложняет возможности собственников для перехода к самостоятельному управлению многоквартирными домами

Желание реформировать систему ЖКХ прослеживалось у российской власти с момента появления Федерации. Это было одно из тех немногих стремлений, в котором граждане страны принципиально поддерживали государство. Расхождения начинались на стадии реализации…

Звезды и тернии реформ

Вкратце дело сводилось к тому, что правительство желало как можно быстрее вывести ЖКХ в сферу рыночных отношений, где существуют такая полезная штука, как конкуренция, и связанные с ней блага: уменьшение цен вкупе с повышением качества обслуживания домов. До сих пор получалось это несколько хуже, чем задумывалось. К примеру, автоматическое преобразование ДЕЗов Ярославля в управляющие компании с последующей продажей трех четвертей акций этих компаний в частные руки привело к тому, что сегодня управляющие компании должны астрономические суммы только поставщикам коммунальных услуг. Тут не факт, что они отопительный сезон начнут, какой уж там ремонт-благоустройство.

Казалось бы, а где же столь долго ожидаемая конкуренция? Она в принципе имеется – даже с учетом того, что в областном центре всего шесть крупных УК (тех самых бывших ДЕЗов) и несколько управляющих компаний помельче.

– Как только собственники квартир многоквартирного дома собираются, чтобы организовать свое ТСЖ и начать самостоятельно управлять жильем, у управляющей компании тут же находятся деньги для полноценного ремонта этого дома, – заметил руководитель Государственной жилой инспекции РФ по Ярославской области Денис Мещеряков.

Практика уже существующих товариществ собственников жилья показывает, что самые дорогостоящие операции по содержанию и ремонту жилья, такие как ремонт кровель или замена сетей, становятся дешевле в три-четыре раза. Однако с начала июня нынешнего года этот путь стал не то чтобы вовсе невозможен, но куда более тернист…

На раз-два-три?

Авторы Закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» руководствовались намерениями самыми благими. Проблемы в сфере ЖКХ существуют и вне сферы компетентности управляющих компаний. Лазеек для нечистых на руку ТСЖ в старой версии ЖК существовало изрядно. Многие из них теперь закрыты. К примеру, сегодня не будет возможности создавать товарищества в еще не сданном в эксплуатацию доме (в Ярославле есть примеры того, как ТСЖ создавалось в доме еще только заложенном).

Эту схему широко использовали холдинги, сначала строившие дома, а потом бравшие их в управление. Создаваемое фактически за спинами собственников квартир товарищество преследовало, естественно, не задачи защиты их интересов, а являлось структурным подразделением управляющей компании. Если же жильцы проявляли солидарность и решали сменить УК (а то и вовсе выйти из-под управления компании, с которой уже заключен договор), начинались всякие некрасивые истории с созданиями фиктивных ТСЖ, двойными платежками, подкупом жильцов и срывом их собраний. Кстати, собрание собственников по-прежнему является главным органом управления домом.

Нельзя будет создать ТСЖ из нескольких многоэтажек, если число квартир в каждом из них превышает тридцать и у них нет общей границы принадлежащих им участков. Это уменьшает возможности возникновения конфликта интересов, из-за которого часть товариществ существовала только на бумаге.

С другой стороны, усложнились и процедуры регистрации ТСЖ. Если ранее в уставных документах требовались только сведения о членах правления, то теперь принимаемые документы получат юридическую силу, только когда все проголосовавшие «за» предоставят инициативной группе свои персональные данные. Мелочь? Если речь идет о старом доме, населенном в основном пожилыми людьми, эта мелочь становится решающим фактором. Пенсионер нынче обильно пуганный телевизором. Квартира чаще всего – единственная реальная ценность. Попробуйте получить у него информацию о собственности на жилье (без этого не сосчитать доли голосующих), да еще и паспортные данные…

– Несколько лет назад, когда ТСЖ вставали на учет в органах госрегистрации, – пояснила специалист отдела учета жилищного фонда и новых форм управления ДГХ мэрии Ярославля Светлана Щербакова, – требовалось предоставить даже копии паспортов. Это серьезно осложняло процедуру регистрации. Сегодня хотя бы ксерокопий документов не требуется, но все равно сам процесс усложнился по сравнению с прошлым и позапрошлым годами.

Комитет… да любовь?

Многих инициативных собственников подобные сложности пугают. Для них в ФЗ-123 заложена альтернатива – создание домовых комитетов. Там, где нет ТСЖ (или иной формы управления), подобная структура будет создана волевым решением местных администраций. Управлять своим домом напрямую советы не смогут, поскольку не являются юридическими лицами, – им вменяется в обязанность контроль над деятельностью управляющих компаний. В принципе новый закон довольно серьезно повышает возможности жильцов по смене управляющей компании. Если местные власти убедятся, что действующая УК не содержит дом соответствующим образом, собственники вправе решением своего собрания ее сменить – эта процедура значительно упрощена. Впрочем, в условиях Ярославля, с нашими шестью монстрами-монополистами, вряд ли кто-то получит от этого заметный прирост в эффективности. Менять шило на мыло – процедура заведомо пустая. Сменить же его на что-то эффективное – для этого сегодня нужно приложить массу усилий. Оно того, конечно, стоит… Но получится ли, особенно с первого раза?

Кстати

Жизнь станет несколько сложнее не только для тех, кто создает ТСЖ, но и для тех, кто их уже образовал. Им придется привести свои уставы в соответствие с поправками в ЖК и начать вести реестр собственников, обновляемые каждые полгода.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nnbf/
ремонтЖКХотопительный сезон

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость