Главное:
430

Ваш дом – пепелище

В «Ярославский Регион» обратилась семья погорельцев с инвалидом и маленьким ребенком, которая боится, что местные власти лишат их квартиры

– Сейчас, подождите, я успокоюсь, а то, когда начинаю про это говорить, слезы сами подступают, – Лидия Субботина делает глубокий вдох и взглядом ищет поддержки у дочери. Пожар, уничтоживший их дом в деревне Кормилицино, а вместе с тем спокойную жизнь и скромные планы на будущее, случился два года назад. Мытарства женщин и маленького мальчика продолжаются по сей день.

Виновных не найти

Восьмого сентября 2010 года Лидия Субботина привычным маршрутом возвращалась с работы домой – выпала ночная смена. Спешила рассказать дочери, что заказать сайдинг для обшивки фасада не получилось, она сделает это завтра. Буквально через полчаса женщине предстояло узнать, что по какой-то злой иронии деньги, взятые с собой на ремонт дома, – это единственное, что от него осталось. Ночной пожар уничтожил жилище почти целиком: невредимым остались лишь фундамент и две стены.

– Но первые мысли были не об этом. Внутри ведь внук Данечка, дочка Карина, мама! – и сейчас не может совладать с голосом Лидия Викторовна. – Какое же это было счастье, когда поняла: все живы!

Молодую маму с трехлетним малышом и бабушкой, которая со второй группой инвалидности без посторонней помощи не может передвигаться даже внутри помещения, от смерти в огне спасли знакомые.

– Мой одноклассник уже было проехал мимо нашего дома, как вдруг увидел где-то позади дым, – объясняет Карина Сучкова. – Вернулся, и правда горит! Со своим другом начали колотить в окна. А мы только недавно деревянные на пластиковые поменяли. Звукоизоляция идеальная. Так бы уже и не проснулись, если бы ребята не выломали сначала одно из окон – через него Даньку сразу вытащили. А потом открыли дверь и под руки потащили бабулю. Только успели сесть в машину, как начали взрываться баллоны с газом.

– Бах! Вот так взрывались! – сделав большие глаза, отвлекается от игрушек теперь уже пятилетний Даня. – Страшно было… А еще у меня конструктор совсем новый сгорел.

Согласно заключению МЧС, сгорел не только новый конструктор, но и все прочее имущество. Пожар начался где-то на задворках, причина – «неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц», найти виновников, которые должны были бы возместить ущерб, возможным не представляется.

– Деваться нам некуда: ни родственников, ни другого жилья, – вздыхает Лидия Субботина. – Мы ведь об этом доме мечтали много лет. 23 года я прожила в общежитии в Ярославле. Но когда родился внук, решено было продать комнату и купить пусть в деревне, но отдельный деревянный дом. Две комнаты, ванная, ремонт свежий – так старались, а теперь наш дом – пепелище.

Заселили в притон

В Карабихском сельском поселении женщинам выделили временное жилье: две комнаты в общежитии в поселке Дубки.

– Сначала мы очень обрадовались, – признается Лидия Субботина. – Даже то, что помещения были в ужасном состоянии: без окон, дверей, с разваленным полом и даже без света, мы готовы были терпеть. Вернее, ремонтировать за свой счет.

На материальную помощь – 11 тысяч рублей – первым делом вставили стекла. Чинили проводку и устанавливали новую дверь на те деньги, что Лидия по счастливой случайности унесла с собой в день пожара.

– Но очень скоро мы поняли, что оставаться в этом доме опасно для жизни, – вздыхает женщина. – Среди соседей были пьяницы, каждый день к ним приходили целые компании. Еще первый раз в жизни мы узнали, кто такие наркоманы. Какую-то отраву варили прямо на общей кухне. Это был просто притон! Мы боялись туда зайти воды набрать, даже биотуалет пришлось купить, чтобы ночью можно было запереться на все замки и не выходить.

Так женщины с маленьким ребенком продержались полгода, но потом чувство самосохранения перевесило: стали снимать жилье.

В мае в администрации сельского поселения им дали ключи от другой квартиры в Красных Ткачах. Этакая пристройка к пожарной части – наполовину деревянная (в этой части ванная, там ледяной холод), наполовину кирпичная. Зато две комнаты, есть туалет и холодная вода. Им сразу сказали: «Квартира аварийная, поэтому все неофициально». Но и это неофициальное счастье оказалось недолгим.

– Недавно я попала в больницу, лежу после операции, вдруг дочь звонит: «Мама, нас выселяют!» – жалуется Лидия Субботина. – А потом к нам пришел мужчина, сказал, чтобы мы убирались, потому что занимаем его квартиру.

Перед лицом закона

В сложившейся ситуации власти районные и поселковые винят друг друга. Выяснилось, что квартира в Красных Ткачах является собственностью Ярославского муниципального района, и тамошние чиновники распорядились ею по-своему.

– На общественной комиссии было принято решение предоставить эту квартиру по договору коммерческого найма работнику местного ЖКХ. За него ходатайствовало руководство, – комментирует председатель КУМИ Наталья Григорьева. – Во-первых, мы знать не знали, что там кто-то уже живет. А во-вторых, Карабихское поселение не имело права распоряжаться тем, что ему не принадлежит. Поэтому погорельцы обязаны освободить квартиру, иначе администрация ЯМР обратится в суд с иском.

Конечно, если бы водитель директора ЗАО «ЯРУ ЖКХ» в Красных Ткачах, которому, как выяснилось, сдана квартира, добровольно расторг договор, была бы возможность разрешить конфликт миром.

– Конечно, я этого делать не буду, – возмущается в трубку Иван Заварухин. – Мне самому эта квартира нужна. Я туда с женой хочу переехать, а нашу однокомнатную квартиру дочкам с внуком оставить.

Чиновники в Карабихском сельском поселении в свою очередь возмущены не меньше. Там признают, что пустили Субботину в эту квартиру «по доброте душевной», испросив разрешения у районной власти лишь в устной форме.

– Так как квартира аварийная, то никаких документов с Субботиной мы оформить не могли, – объясняет на тот момент глава админстрации Карабихского поселения Татьяна Хохлова. – А вот почему районные власти отдают аварийное жилье в коммерческий найм? Я считаю, это незаконно.

Точно так же считает и юрист Дмитрий Степанов.

– Предоставлять аварийное жилье по каким-либо договорам администрация ЯМР не имела права, – уверен специалист.

А вот районные власти утверждают обратное.

– У нас имеется специализированный жилищный фонд – незначительное количество жилых помещений, которые мы имеем право сдавать по коммерческому и служебному найму, – говорит Наталья Григорьева. – Полученные средства идут на поддержку различных предприятий и учреждений.

В очередь!

Так или иначе, но чтобы исправить случившийся конфуз и не выгонять погорельцев на улицу, поселение таки готово предоставить погорельцам официальное временное жилье. Но Лидия Субботина переезжать не соглашается, решила искать справедливости в суде.

– Мы так устали мотаться из угла в угол! Сейчас хотят, чтобы мы уехали в крохотную однокомнатную квартиру, – говорит Субботина. – Но самое главное, что она без ванны. Думаете, мелочь? А у нас же ребенок, старый больной человек. Где же я маму мыть буду – в кухонной раковине? Обманывать сами себя не будем: если мы там окажемся, то это навсегда, а не временно.

Никто из чиновников не отрицает, что погорельцы должны получить жилье, равноценное тому, которое потеряли, вне очереди. Но специальной государственной программы для них не существует, а поселение жалуется на отсутствие средств и маневренного жилого фонда. Конечно, Субботина со всеми домочадцами встала в хвосте этой «внеочередной» очереди. Но, со слов Татьяны Хохловой, некоторые погорельцы в их поселении ждут нового жилья аж с 90-х годов прошлого века (!). Так что есть вероятность, что в стенах нового дома суждено оказаться разве что маленькому Даниилу. А труженик тыла, инвалид второй группы Валентина Сучкова, во время войны строившая цехи шинного завода, потом поднимавшая целину на Алтае, а следующие 20 лет вкалывавшая в ярославском колхозе, человеческих условий на своем веку может и не дождаться.

При этом поселковые власти обвиняют семью погорельцев в привередливости: мол, другие на съемных квартирах сидят годами и не «жужжат», а вам то одно, то другое. И в этом есть своя правда. Но на риторический вопрос, а вы бы смирились с такой ситуацией, Татьяна Хохлова ответила уклончиво. Зато сотрудники администрации ЯМР не растерялись.

– Конечно, поехала бы, – не задумываясь, кивает Наталья Григорьева.

– И в притон, где наркоманы? И с больным человеком в жилье без удобств?

– Я бы поехала, – настаивает председатель КУМИ, но почему-то в это верится с трудом.

Над вопросом, можно ли оказать людям в беде какую-нибудь реальную помощь, чиновники думали чуть дольше. В итоге районные и поселковые власти пришли к одному выводу: пусть погорельцы подают в суд.

– До решения суда никто их насильно выселить не может, – пояснила Наталья Григорьева.

Одна из сотрудниц районной администрации, объясняя сложившуюся ситуацию, обмолвилась: «Я же вам не по-человечески говорю, а по закону».

А закон-то, простите, для чего придуман? Разве не для того, чтобы защищать права того же человека? Может быть, тем, от кого зависит судьба простых людей, стоит чаще руководствоваться порывами души, чтобы у законов, которыми они пользуются, отчетливо проявлялось человеческое лицо.

Важно знать

Подумайте о страховке

Так как специальной программы обеспечения жильем погорельцев в данный момент не существует, остается самим позаботиться о том, чтобы не пришлось, оставшись без крова, выпрашивать помощь у местных чиновников. Покрыть ущерб от пожара могла бы страховка, если бы семья Лидии Субботиной вовремя успела приобрести полис. Сегодня застраховаться можно от чего угодно: начиная от обязательного «огневого» риска и заканчивая риском падения на дом летательных аппаратов. Стоимость страховки от пожара зависит от материала постройки и стоимости дома, от его местонахождения, близости водоема, наличия в самом доме бани или камина, систем автоматического пожаротушения. Выбирая страховщика, в первую очередь следует поинтересоваться его финансовой стабильностью, при этом лидерство сохраняют более крупные компании.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nvqj/
судремонт

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость