Главное:
264

Самопоправление

Оценки эффективности государственной системы могут быть разными, но если она не позволяет оперативно решать возникающие проблемы, значит, нуждается в коррекции. 18 марта в Переславле собрались эксперты Ярославского филиала Клуба политического действия «4 ноября», представители областного правительства и главы муниципальных образований, чтобы обсудить условия работы органов местного самоуправления.
Начало встречи показало, что местную власть волнуют не теоретические, а насущные проблемы.
– Чтобы один раз очистить дороги к населенным пунктам, мне нужно 30–40 тысяч рублей, – рассуждает глава Переславского муниципального района Александр Рычков. – Когда власть нищенская, сложно испытывать к ней доверие.
Действительно, вопрос доходов для органов мест­ного самоуправления решающий, но не единственный, что не раз подчеркивали собравшиеся. В их компетентности сомневаться не приходилось: генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева, депутат ГД РФ Андрей Кокошин, а также первый заместитель губернатора области Владимир Ковальчук, сопредседатель ярославского клуба «4 ноября» Анатолий Сергеев, представители муниципалитетов.
– После реформы мест­ного самоуправления у нас появилось 100 муниципальных образований, – заявил, открывая заседание клуба Владимир Ковальчук. – Аппарат вырос в два с лишним раза, но улучшилось ли качест­во предоставляемых населению услуг?
Более того, увеличив число муниципальных образований, местная власть столкнулась и с другой проблемой: необходимость присутствия в каждом федеральных органов. Но на это в районах, особенно сельских, элементарно не хватает помещений. Да и какой смысл держать одинаковые органы в 30–40 км друг от друга?
Несовершенна и сегодняшняя система распределения налогов.
– Я не знаю, сколько предпринимателей в районе! – удивляется глава Гаврилов-Ямского района Николай Бирук. – Нужно отправлять письменный запрос в налоговую инспекцию, а она в Ростове. Пока ответ придет, число бизнесменов изменится несколько раз.
Несмотря на сложности, доходы многих муниципальных образований (называлась цифра в 40%) в кризис даже увеличились: власти стали профессиональнее работать с налогами и имуществом, находящимся в их собственности. Но только за счет собственных средств районы развиваться не могут. В конце концов обветшалые дома, плохие дороги и километры ржавых труб ведут к нестабильности на местах, что отражается на общей ситуации в стране.
Интересную статистику привел Валерий Федоров. Если местной власти доверяют 43% населения, то региональной – уже 49, а федеральной – и вовсе 69!
– Получается, что чем дальше власть, тем ей больше доверяют, – комментирует директор ВЦИОМ. – Но настораживает другое: только 23 процента населения считают местное самоуправление независимым.
Активный участник дискуссии Светлана Разворотнева предположила, что один из корней проблемы – в низкой квалификации местного самоуправления.
– Около половины депутатов не имеют выс­шего образования, и зачастую выбор сводится к сельскому истопнику или жене истопника, еще им надо сказать спасибо, что они согласились. Но при этом они не всегда способны к самостоятельным решениям.
Собравшиеся сошлись на мнении, что сейчас федеральная власть стала больше прислушиваться к проблемам муниципальных образований, но главное – прямое поступление местных налогов в местные же бюджеты – пока остается открытым вопросом. Между тем эти деньги могли бы сделать многое – местным властям лучше знать, куда направлять средства.
Решений проблем районов множество. Как вариант – пересмотр существующих границ.
– У нас есть депрессивные территории. Что с ними делать? Притягивать инвесторов за уши? – рассуждает Владимир Ковальчук. – Или лучше объединить образования с теми, кто станет локомотивом по экономическому принципу?
Но, по словам собравшихся, можно обойтись и без изменения территориального устройства. Во-первых, необходимо изменить систему распределения налогов. Во-вторых, дать муниципалитетам больше прав в распоряжении собственностью, а также скорректировать аукционы. В-третьих, снизить прессинг контролирующих органов. В-четвертых, провести массовое обучение сельских глав, а также развивать политические и общественные движения на местах. Только в этом случае глава сможет аккумулировать в своих руках финансовые сред­ства, власть, доверие населения и стать подлинным хозяином, который не боится ответственности.
Обсуждение проблем местного самоуправления не закончено. Эксперты и главы районов намерены пригласить представителей оппозиционных партий и вместе с ними выработать совместные предложения.
Андрей БАРКОВСКИЙ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14u1/
дороги

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость