Главное:

Рожденный прыгать

Единственный в Ярославской области вингсьютер о том, как витать в облаках

Елисей Карамышев появился на свет неделю назад, но уже сейчас ясно, что он сможет гордиться своим отцом. В один из погожих майских деньков папа Сережа надел костюм Бэтмена, поднялся на борт самолета Ан-2, а на высоте 1850 метров над Волковским театром вышел из кабины и… поплыл по воздуху. Неопознанный летающий объект гордо реял над Ярославлем всего 35 секунд, но произвел фурор среди горожан – озадаченные и удивленные пешеходы махали руками в знак приветствия, автомобилисты отчаянно жали на гудок. А когда мужчина триумфально приземлился на Центральном пляже Которосли, отдыхающие едва не сбили его с ног.

Воспитание высотой

– Вингсьют (от англ. wingsuit – «костюм-крыло») считается одним из самых перспективных направлений парашютного спорта, – уверяет Сергей Карамышев. – Экипировка позволяет снизить вертикальную скорость за счет трансформации ее в горизонтальную. Вингсьютер падает каждую секунду на 25 метров, то есть в два раза медленнее, чем обычный парашютист. При этом он несется вперед на скорости 180 километров в час. А парашют открывает уже к месту посадки.

Работоспособная схема костюма а-ля летучая мышь была разработана в середине 90-х. В российской провинции о полетах в вингсьюте по-прежнему знают единицы. Но Карамышев уверен, что только так можно ощутить себя вольной птицей, и с высоты прожитых лет скептически оценивает свой предыдущий спортивный опыт.

Когда Сергею было четыре года, без всякой задней мысли мама привела его в Ярославский аэроклуб. Мальчик убедился в том, что витать в облаках – красивое и необыкновенное занятие.

– Тогда как раз отмечали День авиации. В небе кружили Ан-2, один за другим прыгали спортсмены. Я смотрел на них с открытым ртом, – вспоминает экстремал со стажем. – Потом у меня перед глазами долго стоял зеленый купол одного из парашютов – такой яркий, эффектный. Спустя много лет, когда пришло время покупать парашют, я выбрал с зеленым куполом. Теперь это мой любимый цвет.

Вскоре Карамышевы получили «двушку» в Тутаеве и ничтоже сумняшеся сменили место жительства. Но расстояние не помешало сбыться детским грезам. Сергей то и дело ездил на аэродром в поселке Карачиха и как зачарованный наблюдал за смельчаками, которые давно на ты с воздушной стихией. Первый прыжок с парашютом фантазер совершил в 16 лет. К полету подошел со всей ответственностью: три месяца подряд по два раза в неделю проходил инструктаж.

– Как и другим перворазникам, мне выдали Д-1-5У – на сленге его называют «дуб», – рассказывает Карамышев. – Такой парашют весит под 18 килограммов, он медленный и неуправляемый. Открывается сам после выхода из летательного аппарата. Проще простого!

Но, спустившись с небес на землю, паренек восстановил по памяти все пережитые чувства и эмоции – и чуть не сошел с ума. От повторения пройденного у него по сей день остались неприятные впечатления.

– Еще до посадки на борт ноги были как ватные. А поскольку самолет попал в воздушную яму, я прыгал практически из положения сидя, – еле сдерживает смех Сергей. – Некоторые упорно твердили, что не испытывали никакого дискомфорта. Но, поверьте, так обычно ведут себя дураки. Даже когда ты всего лишь в 800 метрах над землей, нет ничего зазорного в том, что кровь стынет в жилах.

Искать и не сдаваться

Преодоление страха стало делом привычным – и Карамышев без особого труда выучился в Запорожье на летчика-инструктора. Правда, по специальности отработал всего год с небольшим. С развалом Советского Союза штат Ярославского аэроклуба отпустили на вольные хлеба. Сложно сказать, что сильнее расстроило Сергея – потеря единственного источника дохода или всякой возможности искать острых ощущений в небе.

В 2001 году на аэродроме «Агой» недалеко от Туапсе появилась организация, которая позволила снова встать на крыло. После инструктажа любителей адреналина поднимали на вертолете Ми-2 над Черным морем, куда они и прыгали с парашютом. А чуть позже возобновили свою работу аэроклубы. Испытав судьбу в Костроме, Рыбинске и Ярославле, Карамышев продолжил воспитание высотой в столице. Самолеты Л-410 за считанные минуты поднимают храбрецов на четыре тысячи метров – свободное падение с такой высоты продолжается целых две минуты. Но Сергей стремился к разнообразию.

– Одно время выступал в классе формаций – вместе с другими спортсменами выстраивал в небе фигуры. Формация – это живое существо, и она не получится, стоит кому-то из парашютистов подлететь к своему ярусу не в то время, сделать неправильный захват, допустим, не за правую, а за левую ногу. Я и в десятке прыгал, но мне не понравилось. До открытия парашюта все только и делают, что контролируют друг друга. А я хотел просто наслаждаться красотами, – объясняет бывший летчик-инструктор. – Фрифлай слишком сложный. Для того чтобы спускаться в разных позах – сидя, стоя, вниз головой и так далее, нужно иметь отменное здоровье и хорошую физическую подготовку. Да и тренировки в аэродинамической трубе дорогие.

С риском по жизни

В конечном счете Сергей выбрал вингсьют. Он привлекателен и тем, что дает возможность покинуть салон не над аэродромом, а в пяти – семи километрах от него.

– Основная сложность в том, что даже от еле заметного движения меняется траектория полета. Со временем я усвоил, что для поворота направо достаточно наклонить в этом направлении голову или опустить левую ногу. Главное – делать все плавно, иначе горизонтальная скорость начнет снижаться, – подчеркивает воздухоплаватель. – Только в вингсьюте я научился полностью контролировать свое тело. Если выброска происходит близко к аэродрому, я лечу к нему зигзагами, в противном случае выбираю кратчайший путь.

Единственное «но» – полеты в вингсьюте слишком затратные. Свой костюм Карамышев заказывал в Венгрии за 27 тысяч рублей. Обычно спортсмены предпочитают проверенные временем югославские, но они дороже. Еще 150 тысяч ушло на парашютную систему американского производства.

Семья к увлечению Сергея относится негативно. Ведь и на опытного «небожителя» бывает проруха. Несколько лет назад во время рядового прыжка в Коломне стропы перехлестнули купол. Теперь уже невозможно угадать, что именно стало причиной неисправности – неправильная укладка купола и строп в соты или неблагоприятное положение тела в момент раскрытия ранца.

– Я выполнил отцепку и ввел в действие запасной парашют, – сухо говорит Карамышев. – А вообще частичный отказ устройства может стоить жизни.

Но единственный в Ярославской области вингсьютер, предварительно помолившись о мягкой посадке, прыгнет еще не раз. У него есть одно золотое правило: держать нос по ветру. И на земле, и в небе.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1ci2/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость