Главное:
440

Приоритеты юридического сообщества – развитие системы бесплатной юридической помощи в регионе

Юридическое сообщество реализует Федеральный закон от 21.11.2011 №324-фз «о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в Ярославской области

3 декабря празднуется День юриста. В этот день принято подводить итоги деятельности юридического сообщества. Отмечать лучших. Определять приоритеты деятельности. Несмотря на разность устремлений и профиля деятельности юристов региона, пожалуй, основной сквозной темой для многих юристов являлась реализация Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Указанный федеральный закон преследует следующие цели:

  1. создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  2. формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
  3. создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

На федеральном уровне достаточно долго обсуждался вопрос о способах реализации конституционного права граждан на доступ к квалифицированной юридической помощи. Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе о бесплатной юридической помощи. Регионы имеют давнюю практику оказания бесплатной юридической помощи и наработали богатый опыт в данной сфере. Задача сегодняшнего дня – органично сочетать федеральные институты с региональной спецификой оказания бесплатной юридической помощи.

Для формирования модели оказания БЮП на территории Ярославской области важны следующие элементы системы БЮП:

  • субъекты оказания бесплатной юридической
  • помощи и квалификационные требования
  • к лицам, оказывающим такую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

  1. физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим федеральным законом;
  2. физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим федеральным законом;
  3. иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

виды бесплатной юридической помощи

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

  1. правового консультирования в устной и письменной форме;
  2. составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  3. представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

  • граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане)
  • инвалиды I и II групп
  • ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда
  • дети-инвалиды,
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
  • а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей
  • граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
  • несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве)
  • граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан
  • граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

случаи оказания бесплатной юридической помощи

Заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи составляются в следующих случаях:

  1. заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  2. признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  3. признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
  4. защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
  5. отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
  6. признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
  7. возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  8. предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  9. назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
  10. установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
  11. реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
  12. ограничение дееспособности;
  13. обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
  14. медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
  15. обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, представляются, если они являются:

1. истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2. истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:

а) взыскании алиментов;

б) возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

3. гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4. гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5. гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Во исполнение Федерального закона о бесплатной юридической помощи перед правительством области стоит задача разработки механизма реализации бесплатной юридической помощи в Ярославской области:

  •  по формированию государственной системы бесплатной юридической помощи с участием органов местного самоуправления (схема формирования государственного сегмента системы БЮП с участием ОМСУ);
  •  по поддержке юридических клиник и негосударственных центров БЮП;
  •  по обеспечению деятельности по оказанию гражданам БЮП, а также финансовое обеспечение государственных гарантий права граждан на получение БЮП.

При разработке схемы формирования государственного сегмента системы БЮП с участием ОМСУ предлагается учесть опыт оказания БЮП в регионе.

До недавнего времени организация оказания бесплатной юридической помощи не носила системного характера и существенно отличалась по субъектам Российской Федерации.

В основной своей массе она осуществлялась силами территориальных адвокатских образований, входящих в состав адвокатской палаты Ярославской области в рамках ст.26 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и закона Ярославской области от 30.06.2003 №33-з «Об организации деятельности адвокатуры на территории Ярославской области». За последние два года за оказанием бесплатной юридической помощи к адвокатам обратилось около 700 граждан Ярославской области.

В рамках развития пунктов оказания бесплатной юридической помощи по разъяснению гражданам действующего законодательства в регионе действуют общественная приемная при губернаторе области, а также юридическая клиника на юридическом факультете ЯрГУ им. П.Г. Демидова. В целях реализации федерального проекта по бесплатной юридической помощи Ярославским региональным отделением Ассоциации юристов России совместно с нотариальной палатой Ярославской области, адвокатской палатой Ярославской области проводятся Дни бесплатной юридической помощи в Ярославской области. В Дни бесплатной юридической помощи в 2011 – 2012 годах в зависимости от тематики обращалось от 300 до 700 человек, из них 20% граждан выражали желание получить более развернутые и детальные ответы, около 5% – 10% граждан требовалось юридическое сопровождение в судах; в общественную приемную при губернаторе области в 2011 году обратилось около 800 человек и почти столько же в 2012 году.

Базой для создания полноценной системы оказания бесплатной юридической помощи является Федеральный закон о бесплатной юридической помощи.

К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи отнесены федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, государственные юридические бюро, адвокатские образования и нотариусы. Оказание бесплатной юридической помощи может осуществляться также органами местного самоуправления. В рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи ее участниками определены юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Конфигурация государственной системы оказания бесплатной юридической помощи закреплена в законе Ярославской области «О бесплатной юридической помощи в Ярославской области».

По результатам обсуждения указанного вопроса с заинтересованными структурными подразделениями правительства области и органами исполнительной власти области, с управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, адвокатской палатой Ярославской области предложен следующий механизм реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи.

В качестве обязательного элемента указаны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов.

С точки зрения имеющейся в регионах практики в государственную систему бесплатной юридической помощи привлечены адвокаты. Для этого предлагается определить размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Кроме того, в данную систему предлагается включить органы местного самоуправления, которые участвуют в бесплатной юридической помощи самостоятельно на основе соглашений с правительством области.

В целях привлечения органов местного самоуправления к оказанию бесплатной юридической помощи предлагается распространить в муниципальных районах, а также городских округах опыт работы общественной приемной при губернаторе Ярославской области. Общественные приемные в муниципальных образованиях Ярославской области могут взять на себя первичную обработку обращений граждан об оказании бесплатной юридической помощи, выступая своеобразным фильтром указанных обращений, оказание бесплатной юридической помощи гражданам по обращениям, относящимся к компетенции органов местного самоуправления, а в случае необходимости – направление граждан к адвокатам за получением квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ярославской области предлагается детализировать в соответствующем постановлении правительства области. Организация бесплатной юридической помощи населению в Ярославской области на сегодняшний момент поручена государственно-правовому управлению правительства области.

В соответствии с планом реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи были осуществлены следующие действия:

  1. с муниципальными образованиями заключены соглашения между правительством области и органами местного самоуправления по вопросу оказания бесплатной юридической помощи;
  2. с адвокатской палатой Ярославской области проработана схема участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи;
  3. определен объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи;
  4. разработана необходимая нормативно-правовая база для реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи;
  5. разработана областная целевая программа по развитию правовой грамотности населения Ярославской области.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n24kg/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость