Главное:
Узнали, что такое буллинг: дети в ярославской школе перевоплотились в героев фильма «Чучело»

Узнали, что такое буллинг: дети в ярославской школе перевоплотились в героев фильма «Чучело»

Когда речь заходит про 8 Марта, мы вспоминаем не только про мам, но и учителей. Поэтому накануне праздника мы отправились в школу. Ведь у ярославны Екатерины Кузнецовой не один, а 32 ребенка.

Педагог, воспитатель, тьютор, волонтер, проводник по реальному и цифровому миру, режиссер-постановщик иммерсивного театра, коуч для детей и родителей – в каждой из этих своих ипостасей участник регионального этапа конкурса «Учитель года» Екатерина Кузнецова чувствует себя совершенно органично.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Школе №18 Ярославля удивительным образом удается сочетать привычное, традиционное с новым и современным: стеклянные двери в классы на первом этаже, где расположена начальная школа, зрительно расширяют пространство, создают ощущение свободы, простора. Холлы и коридоры окрашены сочными, яркими красками – идешь по ним как по радуге.

Миниатюрные шкафчики, мягкая мебель – да здесь уютно, как дома! В обучении активно используются интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, объединенные в целую мобильную информационную платформу. В прошлом году в рамках нацпроекта «Образование» (направление «Цифровая образовательная среда») школа получила новое оборудование.

– Для меня эти стены родные: я пришла сюда в 1999 году первоклассницей. Училась с удовольствием, азартом, увлечением – сейчас я понимаю, что именно мои учителя сумели пробудить во мне неутолимую жажду постигать новое, которая стала моей путеводной звездой. Не случайно я пошла по их стопам, и вот уже стою по другую сторону учительского стола и смотрю на свою школу глазами педагога, – рассказывает учитель младших классов Екатерина Кузнецова.

Педагоги, которые прежде казались чуть ли не небожителями, в одночасье стали коллегами. А глаза трех десятков сидящих за партами детей устремлены на нее и полны любопытства – сегодня узнаем что-то чрезвычайно интересное! Есть в них и опасение – вдруг вызовут к доске, а я не выучил домашнее задание. И предвкушение чуда – может быть, нас ждет необычный урок в форме игры, мини-спектакля?! Интрига держит класс в тонусе и не дает скучать, привносит в обыденность капельку волшебства, преображающую мир. Сейчас иначе нельзя.

– Вспоминаю свои школьные годы: учитель у доски с указкой, дети за партами в почти неподвижных позах – слушают и воспроизводят, слушают и воспроизводят... Нет, я не хочу сказать, что школа в таком виде дала мне плохое образование. Напротив. Но сейчас другое время. Современные дети не хотят, чтобы им давали знания в «разжеванном» виде, это скучно и неинтересно. Они желают взять их сами, порой штурмом – мозговым, разумеется. И я не имею права им отказать, – говорит Екатерина Михайловна.

Время заставляет школьное образование трансформироваться. На наших глазах рождается множество параллельных школьных миров. К примеру, от традиционной школы отпочковалась и заслужила уважение православная гимназия. В продвинутых учреждениях образования появились промышленные и инженерные классы – прообраз будущей технократической школы. Скорее всего, это только начало. 

ДРУГАЯ ШКОЛА

Разным ученикам нужны разные школы – сегодня это утверждение уже никого не шокирует. При этом традиционная школа тоже не стоит на месте – она меняется как внешне, так и содержательно. Например, урок внешкольного чтения по повести Владимира Железникова «Чучело» для своих прошлогодних выпускников-четвероклассников Екатерина Кузнецова проводила в форме форум-театра. Перевоплотившись в героев произведения, ребята на себе ощутили, каково это – быть жертвами подросткового буллинга. Новый опыт помог им осознать важность сопереживания и человечности – это словно прививка от опасной болезни.

– Я нашла для себя немало любопытного в книге журналиста Александра Мурашева «Другая школа». Автор описал свои впечатления от посещения необычных школ в разных странах мира, общения с авторами нестандартных педагогических методик и учениками. К примеру, известный советский и российский педагог, академик РАО Шалва Амонашвили считает, что бесполезно пытаться воздействовать на детей методами тридцатилетней давности: сегодня ученики находят информацию в интернете быстрее, чем учителя, и проверяют слова преподавателя раньше, чем тот успевает закончить фразу. Школа перестала быть местом передачи сакральных знаний. В чем же он видит ее задачу? В воспитании человечности, гуманизма. Ведь ребенок – это своеобразная капсула времени: от того, что в него заложили в детстве, зависит будущее страны и планеты. Для создателя цирковой школы Вячеслава Полунина учеба – это приключение. Поэтому он – за наполненные испытаниями и розыгрышами веселые уроки, больше напоминающие квесты с присущими им экспрессией, бурными эмоциями. В Израиле в школьной программе есть обязательный предмет «личная ответственность». В смысле – волонтерство, социально значимая деятельность. Чтобы получить хорошую отметку, нужно помогать другим людям. Например, научить пожилого соседа работе на компьютере. Считается, что это учит замечать проблемы и трудности окружающих людей, сопереживать им, – удивляет моя собеседница.

ДОРОГА ДОБРА

Она и сама в школе создала волонтерский отряд «Дорога добра». В нем состоят ребята разных возрастов – от первоклашек до девятиклассников. Они взяли шефство над домами престарелых – выезжают туда с концертами и просто так – навестить одиноких бабушек и дедушек, передать сделанные своими руками сувениры. А еще помогают приютам для бездомных животных – собирают корм, ухаживают за братьями нашими меньшими. 

Нередко, делая добро, дети раскрываются для педагога, избавляются от комплексов и психологических барьеров. Например, когда Екатерина Кузнецова взяла свой самый первый класс, мама одной из учениц попросила ее не задавать своей дочери вопросов на уроке: мол, та только с самыми близкими разговаривает. Но учительница нашла к малышке подход (через домашнего питомца – маленькую черепашку), со временем включила в свой волонтерский отряд. Теперь девочка – хорошистка и школьная активистка, успешно учится, выступает с докладами на научных конференциях и участвует во многих социальных проектах.

– А еще я сама с упоением читаю, пишу стихи и стараюсь передать свою любовь к литературе ученикам. Вот говорят: современные дети не любят книги и все время проводят в социальных сетях. Но у меня есть первоклассники, которые уже проглотили роман «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, повести Пушкина. Приятно, когда в школьной библиотеке они идут не к полке, на которой стоят книжки-малышки, а к разделу литературной классики, – делится Екатерина Михайловна.

Она признается, что в школьные годы и потом, учась в педагогическом колледже, а затем в педагогическом университете, несколько романтизировала свою профессию. И поначалу увиденная изнутри школа ее несколько разочаровала.

– Наша студенческая жизнь бурлила и кипела: занятия, тренинги, новые знания и опыт, концерты, форумы, конкурсы, я стала участницей и инициатором многих дел. На этом подъеме я пришла работать в школу: мне хотелось зажигать своим примером детей. Но оказалось, что работа учителя кроме работы с детьми предполагает заполнение самых разных бумаг, на которое уходит уйма времени. К этому я была не готова! На первом педсовете сидела с круглыми глазами и думала: «Куда я попала? Почему так много всевозможных отчетов? Неужели они важнее учеников?». К счастью, позднее все устоялось, – вспоминает Екатерина Кузнецова.

Она работает в школе, учится в магистратуре пед­университета, постигает основы тьюторства, чтобы лучше понимать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, готовится к региональному этапу Всероссийского конкурса «Учитель года». В этом году за победу в нем поборется 21 педагог из 15 муниципальных образований области, из них 9 – учителя сельских школ, 12 – городских. 

Впереди у Екатерины Кузнецовой настоящий марафон из конкурсных заданий, она волнуется, конечно, но в одном абсолютно уверена: дети ее не подведут.

– Мне с учениками повезло – звезды сошлись. Вспоминаю, как на День учителя они прибежали в школу пораньше и так громко и радостно кричали, встречая меня у входа, что переполошили всех. Зная про мое увлечение – я коллекционирую рисунки и игрушки в виде сов, они не устают радовать меня своими поделками. На праздники – в том числе на 8 Марта – дарят совушек, нарисованных на бумаге, вышитых крестиком, связанных из ниток, выложенных из мозаики, собранных из пазлов. Это так приятно. Но больше всего меня трогает, когда они называют меня «классной мамой».

Учителя она символически изображает в виде свечи, от которой зажигаются другие свечи. Этот огонек миссионерства и обаяние яркой, интересной личности, по ее мнению, больше, чем глубокое знание предмета, отличает представителя педагогической профессии, работающего по призванию.

– Так случилось, что мои работа и хобби дополняют друг друга. Я люблю родной Ярославль с его прославленными на весь мир достопримечательностями и тихими переулками, о которых порой знают только местные жители, фотографирую, занимаюсь краеведением. Однажды родилась идея – провести для детей экскурсию по ярославским памятным местам, познакомить их с МОИМ городом. Они были в восторге. Подумалось: а ведь и в школе невозможно раскрыть ребенка, если каждый день он сталкивается с монотонностью и однообразностью действий. Идеальная школа – это пространство, которое шаг за шагом совершенствуют сами дети. А я как «гид», наставник направляю их, помогаю построить жизненный маршрут, – говорит серебряный призер муниципального этапа конкурса «Учитель года».

Кстати, с 1 сентября классных руководителей ждет приятный сюрприз: из федерального бюджета им будут доплачивать 5000 рублей. Эту надбавку анонсировал президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию 15 января этого года.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5a1q/
Ярославльобразование

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость