Главное:

С конца копья кормил царя зверей

– Пожалуйте в пасть ко льву.

Ну и шуточки! Тумбы на манеже пустые, но дверца той, обтянутой чем­то вроде парусины длинной клетки, по которой хищники выбегают на манеж, открыта. И сейчас появится красавец Артур, с ним­то и предстоит общаться один на один.

Все утро на репетиции он артачился. Ни с того ни с сего срываясь с места, совался куда не следует.

– Ну сядь ты, всем уже надоел, – не повышая голоса приструнила­таки Артура Надежда Сквирская, дочь и партнерша руководителя аттракциона «Львы Африки» – в конце прошлой недели его увидели в новой звездной программе Ярославского цирка первые зрители.

Про моего будущего партнера по манежу мне что известно? А например то, что у него нет такой дурной привычки, как у коллеги Сурика – чуть что, махать хвостом как тяжелой плеткой. И Артур не записной лентяй, как родной братец Сурика Людвиг, живущий по прин­ципу – не троньте меня, и я вас не трону.

Артур быстр, ловок, исполнителен. И покладист – «адекватен», как уточнил дрессировщик, имея в виду поведение льва в манеже. Но все же, что ни говорите, не с домашней кошкой поиграть предстоит. К тому же, любимец укротителя Артур, хоть и яркая личность, а не без недостатков.

– Разбаловал я его, – признается Николай Яковлевич. – Иногда на репетиции устанет, и плюх на манеж. Знает же, хитрец, что ему за такое поведение ничего не будет. Да вот и утром Артурча некрасиво себя вел. Правда, потом, как вы видели, сделал все что требуется. До ссоры дело старается не доводить – умница.

Между тем из переходной клетки послышался грозный рык и тяжелый топот. Не иначе как сам царь зверей спешит на свидание с нами. Дрессировщик дает мне в руку длинный алюминиевый стек:

– Стойте здесь. Главное, пока не двигаться.

А вот и он сам, Артур. Смотришь на его огненную гриву, пружинистый бег прирожденного охотника и понимаешь, почему африканского льва и сегодня называют древнеараб­ским словом «эссед» – возбуждающий тревогу. Но поздно, поздно сейчас вспоминать знаменитого автора многотомной «Жизни животных» Брэма.

Артур прыгает на тумбу и ждет, что будет дальше. Николай Яковлевич приглашает подойти ко льву примерно на вытянутую руку и угостить его мясом с кончика стека. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Под эту старую пословицу и проходило мое с ним вполне мирное общение накоротке. А затем вопреки старой цирковой байке – сколько хищника ни корми, а спиной к нему не поворачивайся – набравшись духу, делаю разворот кругом и на раз­два­три благополучно добираюсь до заветной дверцы.

Как подобает его высокому сану, Артур провожает меня взглядом, не сдвинувшись с места. Вполне добродушное рычание льва, как хотелось бы думать, означает то, что он был бы не против повторить трюк с призовым куском мяса, полученным в награду за дружелюбие.

В гримерной народного артиста России Николая Сквир­ского обсуждаем проблему: в каких случаях в клетке с хищниками возникают ЧП. Лев нападает, если ему, попросту говоря, что­нибудь не нравится. Или видит приманку. Например, не приведи Господь, невесть откуда появится на манеже кошка или собака. Не любят львы, когда дрессировщик дает волю эмоциям. Нештатных ситуаций за тридцать лет работы на манеже у воспитанника ГИТИСа (он театровед) и юрфака Нижегородского университета Сквирского было – не перечесть. Весь он зашит, заштопан, не раз попадал в реанимацию.

– Во всех наших ЧП, – объясняет дрессировщик, – всегда виню себя, стараемся учиться на собственных ошибках. Львов я взял рожденными в неволе, я их воспитал, они моя семья, а мы, как сказал классик, в ответе за тех, кого приручили.

После полудня – кормление львов. Основа суточного рациона нашего Артура – шесть килограммов мяса, исключительно говядины, обязательно свежей. Есть у него в меню и молоко, и яйца, и морковь. Раз в неделю – разгрузочный день, львы получают только литр молока и яйцо.

В день нашего знакомства с Артуром кормежка была по полной программе. Настилы во всех клетках ходуном ходили, львы метались от стенки к стенке как угорелые. Вот уж где было видно, что подопечные лауреата национальной премии «Цирк» Николая Сквирского – да, мастерски прирученные, но вовсе не ручные.

Из его получасового монолога о дрессировке хищников нетрудно было понять, что этот жанр вовсе не уходящая натура, как еще лет десять назад казалось и самим укротителям, и не только в нашей стране. «Зеленые» знают свое дело, теперь на гастроли с кошачьими хищниками не поедешь не только в Австралию или в Южную Африку, но и в скандинав­ские страны.

Забот у Сквирского по макушку. Самая большая голов­ная боль – как пополнять аттракцион, как быть с хищниками в критическом возрасте, куда девать больных... Рядом за стенкой, урча меряются силами два львенка – Шах и Джой, купленные за границей. Кстати, устроиться на работу к Сквирским непросто и львам. Требуются жизнерадостные сангвиники, чтобы кровь играла. А как говорит дрессировщик – тут еще большой вопрос, придутся ли по такому признаку ко двору симпатичные новобранцы.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3dx1/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость