Главное:
367

Вне зоны доступа

Как быстро, эффективно и с минимальными затратами превратить благополучный населенный пункт области в депрессивный? Чтобы мест­ные жители сами уехали с насиженных мест куда подальше, а инвесторы не проявляли к земле, пусть даже дешевой, никакого интереса? Все просто: уничтожьте дорогу, а остальное произойдет само собой.
Белые пятна
– На зиму приходится в город перебираться, – Валентина Ивановна Липина, коротая время в больничной очереди, охотно рассказывает о своем невеселом житье-бытье. – Все из-за здоровья: я инвалид, а до нашей деревни «скорая помощь» сейчас не доберется, дороги нет.
Вся жизнь Валентины Ивановны прошла в деревне Филенка Некрасовского района. Там же она и работала, в колхозе «Искробол».
– У меня в бригаде только доярок было 37 человек, на ферме дойное стадо в 100 голов стояло, да по 80 телок-«ремонтников» держали, – вспоминает лучшие годы пенсионерка. – Колхоз-то был миллионер! По 780 гектаров картофеля сажали, стадо было под тысячу голов! Неужели мы не заработали нормального к себе отношения в старости? Ведь даже хлеба не привозят, а до автобусной остановки надо семь километров отшагать по бездорожью. Летом и то невозможно проехать – глушители отрываются у машин!
Она не только за себя печалится. Вместе с Филенкой отрезанными от цивилизации оказались еще две деревни Некрасовского района – Бутово и Мышкино. Сначала бесхозной оказалась ферма, а затем и жители этого окраинного, у костромского разлива, местечка, стали никому не нужны. Ставшая ничьей дорога быстро пришла в негодность и как омертвевшая аорта перестала питать целый кусок района, который усох буквально на глазах. В деревнях остались одни старики, которым некуда податься: из 10 домов в Филенке обитаемы только 4, а зимует там вообще одна бабушка, 80-летняя Надежда Ивановна Муромцева. В Мышкине живут человек десять, в Бутове – чуть побольше, но надеяться все эти люди могут только на собственные силы.
И таких «белых пятен» на карте Ярославской области с каждым годом становится все больше.
Лыжи, сани и лошадки
МЧС, «Скорая помощь», почта и другие государственные службы, которые по закону обязаны быть доступными для всех жителей области, ежедневно сталкиваются с проблемой населенных пунктов, оказавшихся «вне зоны доступа». Обслуживать такие местечки полноценно они не могут, а это грозит прокурорскими предписаниями и уголовной ответственностью, особенно в тех случаях, когда на карту поставлена жизнь людей.
– Да, мы закрыли отделение связи в деревне Голицино Некоузского района, – разводит руками заместитель директора управления Федеральной почтовой связи по Ярославской области Игорь Осетров. – А что делать, если туда даже на лошадях не проехать?! Или вот деревня Захарьино Брейтовского района: в этот населенный пункт вообще приходится через Вологодскую область пробираться!
Перечислять проблемные точки почтовики могут долго. Ругают они Переславский район – там до деревень Скоморохово, Лыченцы, Загорье, Дмитровское и Смоленское ни пройти ни проехать. Немало проблем в Рыбинском районе: недоступны деревни Шестовское, Ананьино, Починок, Болотово, Харитоново, Кобостово. Есть тяжелые участки в Угличском районе. Лыжи для почтальонов ярославской глубинки – предмет первой необходимости зимой, как и болотные сапоги летом.
У сотрудников облпотребсоюза – своя география и свои истории, которым благополучному горожанину остается только удивляться.
– Есть в Пошехонском районе такой населенный пункт Красный Яр, – рассказывает Людмила Тотмина, сотрудник Ярославского областного союза потребительских обществ. – Так от нормальной дороги до него 30 непроходимых километров, добираемся туда только раз в три месяца на «Буране».
В том же Пошехонском районе кооператоры на лошадях возят продукты в деревни Баркино и Юрнево. Притчей во языцех для государственных служб стали деревни Зайки и Вышница в Тутаевском районе. Впрочем, что далеко ходить – в деревню Троицкое Ярославского района продукты зимой тоже возят на санках.
Короче говоря, проще перечислить те населенные пункты области, к которым проложена хорошая трасса.
В отчете – ноль
«Сумасшедшей» назвал картину с дорогами местного значения главный финансист области Анатолий Федоров на итоговом совещании с председателями представительных органов муниципальных образований при областной Думе.
– Такое впечатление, что в некоторых муниципальных образованиях дорог нет вообще, ноль стоит в отчетных документах! – недоволен ситуацией директор департамента финансов. – Не проводится инвентаризация, дороги не регистрируются, а ведь это выгодно для нас, это получение дополнительных средств из Минфина.
По состоянию на 01.01.2009, протяженность дорог местного значения в области по отчетности составила всего 1600 километров. Но эта цифра как минимум в 4 раза меньше реальной. А для получения федеральных отчислений необходимо иметь в отчетности точные данные.
Директор областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Владимир Соловьев уточняет: как раз в 2009 году больной вопрос с неучтенными дорогами наконец-то стронулся с места.
– В результате количество бесхозяйных дорог в области сократилось на 50 процентов, – рассказывает Владимир Владимирович. – Из семнадцати муниципальных районов бесхозные дороги практически отсутствуют в девяти.
Следует отметить, что одним из первых к этой работе приступил Первомайский район. Уже в 2008 году все дороги общего пользования, расположенные на его территории, были учтены органами государственного статистического наблюдения. А вот Ярославский, Переславский, Ростовский, Рыбинский, Угличский районы особой активности в данном вопросе не проявляют. Особенно тяжелым директор департамента считает положение в Ярославском районе, на территории которого числится только 33,7 километра муниципальных дорог, зато «ничьих» – 526,8 километра.
Конечно, процесс регистрации дорог весьма непрост и требует финансовых вложений. Правительством области принято решение о выделении в 2010 году субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт автодорог, находящихся в муниципальной собственности. Часть этих средств можно использовать и на регистрационные работы.
В любом случае администрациям районов некогда раскачиваться. Из-за равнодушного отношения к своим территориям появились совсем уж опасные прецеденты, когда земельные участки, по которым проходят неучтенные автодороги, продаются. А затем купленную землю распахивают, изолируя людей от остального мира, как это случилось в деревне Поляны Большесельского района.
Ольга БЕГУНОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14vf/
ремонтдорогилыжи

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость