Главное:
342

Ворота в сказку

В тихой деревне Василево Переславского района завелись лешие, домовые и прочая нечисть

«Налево пойдешь – пузо набьешь, направо пойдешь – праздник найдешь, а прямо пойдешь – в сказку попадешь» – написано на огромном валуне. На путеводителе, далеком по своим масштабам от карманного, сидит бронзовая ворона.
– Этот камень привезли с карьеров неподалеку от поселка Берендеево. 14 тонн весит! Синий камень и то легче. Пока устанавливали, кран чуть не перевернулся, – с гордостью констатирует Елена Уварова-Корюгина, директор музея «Рождение сказки» в деревне Василево в 25 километрах от Переславля.
Елена – юрист с дипломом московского вуза. В столице не осталась, вернулась на малую родину. Тогда отец Елены вот уже 10 лет содержал в Василеве кафе. Дело оставалось за малым – превратить прилегающую к нему территорию на обочине федеральной трассы М-8 в тридевятое царство, тридесятое государство.
– Деревня Василево – это ворота в Ярославскую область, поскольку находится на самой границе с Владимирской. Так почему бы не сделать эти ворота сказочными? – рассуждает автор проекта. – К тому же после того, как проложили новую дорогу на Москву, наше заведение оказалось в ста метрах от этого маршрута. А в Рязанцевском сельском поселении строится курорт «Золотое кольцо». Вот мы и решили, что кроме поесть-попить надо и для души что-то предложить.
На подмогу пришел переславский художник и дизайнер Александр Тихонов. Во главе бригады из семи умельцев он лихо опроверг народную мудрость: скоро не только сказка сказывается, но и дело делается. Рубленый город вырос в Василеве за полгода. В центре возвышается царский терем с настоящей русской печью. Апартаменты для Бабы Яги (как и положено, на курьих ножках) оснащены поворотным механизмом. Еще есть монетный двор. Здесь туристы смогут чеканить монету достоинством в одно чудо.
– Строили из сосны и осины, – рассказывает «зодчий». – В местных лесах качественной древесины мало, поэтому привозили из Костромской области.
Для проведения праздничных программ на роли Царя-батюшки, Василисы и других жителей новостроек провели кастинг, набрали аниматоров. Но этого переславским затейникам показалось мало. И они решили подготовить ответ музею мадам Тюссо, выстроив целый волшебный лабиринт. В нем можно встретить десяток персонажей славянских мифов и сказок: лешего, водяного, полудницу, домового, Бабу Ягу, Машеньку и медведя, спящую красавицу, Соловья-разбойника, Добрыню Никитича и Кощея Бессмертного. О каждом долго и самозабвенно рассказывает экскурсовод Елена Клюквина, она же – старший воспитатель в детском саду №2.
– У меня двое сыновей. Одному 30 лет, другому – 24. И вот они звонят мне: «Мам, ты где?» А я отвечаю: «Я в царстве», – смеется Елена. – Сказка – это слоеный пирог, миф, преломленный через фантазию человека. В детстве меня от этого в сон клонило, а теперь проснулся живой интерес.
Стоя босиком на мху и опершись о дерево, первым подкарауливает туристов бородатый старичок. В космах запутались сухие листья, да и вообще выглядит дед слишком понуро для того, чтобы кому-то навредить, но...
– Леший – озорник. У него в подчинении все звери и птицы. А своих зайцев он другим лешим в карты проигрывает, – объясняет Клюквина. – А еще у лешего есть власть над охотниками. Те, кто ему чай да сахар пожалует, тем он и дичь под самое дуло. А у тех, кто с пустом придет, всегда осечка будет. Да, Саш?
– Не зна-а-аю. Я конфеты в карман не кладу, – Александр Тихонов, выясняется, не прочь побродить по лесу с ружьишком.
Все фигуры выполнены в технике папье-маше. Тихонов приобщился к ней в 1980-х годах, когда познакомился с переславским мастером Сергеем Потаповым (его работы хранятся в Переславском музее масок).
– Он всему меня и научил, – вспоминает художник. – Жизнь трудная была, денег не хватало. Маски на Арбате продавал. Иностранцы охотно покупали, с десяток работ за границу ушли.
Вдохнуть жизнь в копии героев он решил с помощью париков и стеклянных глаз, которые используют таксидермисты для изготовления чучел животных.
– Кому какие подобрал, уже не помню. Но глаза, как у леопарда и шакала, у кого-то из них точно есть, – уточняет Александр.
А вот двойники Ивана Царевича, сестрицы Аленушки и братца Иванушки, которым еще только предстоит появиться на свет, смогут взглянуть на мир вполне осмысленным, человеческим взглядом.
– В Москву, в медицинский центр глазного протезирования, за протезами поеду, – строит планы Тихонов. – Одна штука шесть с половиной тысяч рублей стоит. Стеклянные-то, конечно, подешевле: один глаз можно и за тысячу купить.
Над превращением сказки в быль мастер работал с таким рвением, что не мог отвлечься даже во сне:
– Однажды сплю и слышу чьи-то шаги по плитке, и так отчетливо, как наяву: шлеп-шлеп-шлеп. Вскакиваю и вижу: Баба Яга на месте стоит, а домового-то и нет!
А еще Александр Тихонов убедился в том, что некоторые из его персонажей имеют вполне реальных прототипов.
– Возвращался я с рыбалки. Подъезжаю к Варварину источнику недалеко от Плещеева озера, и вдруг тревожно становится, как будто вот-вот что-то произойдет. И действительно, вижу: то ли женщина на обочине стоит, то ли мужик, я так и не понял. Но весь в белом. Энергетика мощная пошла, – Александр говорит сосредоточенно, ни на секунду не сомневаясь в потусторонней природе своего случайного знакомого.
Впрочем, может быть, эта история всего лишь «пугалка» для туристов?
Александра СМОЛЯР

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16fy/
энергетика

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость