Главное:

Они летают, да еще как!

Парашют-крыло и мотор за спиной позволяют человеку обрести еще одну степень свободы

Случаются ситуации, когда звук двухтактного двигателя вызывает не раздражение, а интерес. Речь, конечно, о мотопарапланах. В последнее время это чудо авиации можно увидеть едва ли не ежедневно. Например, над южным районом областного центра они кружат постоянно. Но кто эти люди, для которых полеты в небесной синеве все равно что для нас, простых смертных, выход на прогулку в парк?

О пользе мечтаний

Николай Мигин точно помнит момент, когда заболел парашютом. Это было в ГСВГ (Группе советских войск в Германии), где он жил вместе с родителями-военнослужащими. Кстати, первыми в его жизни парашютистами стали, как это ни странно, пожарные. Сегодня бы их назвали эмчеэсовцами. Насмотревшись на их тренировки, школьник Николай приступил к освоению техники на приставленной к дому лестнице. И даже мечтал вместе с друзьями создать свой летательный аппарат. В то время было модно прыгать с парашютом, и к моменту окончания средней школы Николай Мигин уже имел около сотни прыжков, выполнив первый разряд по парашютному спорту.

Дабы не идеализировать советские порядки, скажем, что в ВДВ юноша по призыву не попал, а служил в не менее боевых войсках, на границе с отнюдь не мирным тогда Китаем. Однако мечта о небе юношу не покидала. По окончании Новосибирского училища МВД СССР он, воспользовавшись распределением по выбору, отправился в свой любимый город Арсеньев, известный на весь мир авиастроительной промышленностью. Логично, что именно там Николай и приобщился к занятиям парапланом.

Поскольку гибрид крыла и парашюта позволяет двигаться в воздухе не только вниз, но и в любую сторону, это уже отчасти напоминало полет птиц. Правда, степеней свободы у параплана ненамного больше, чем у парашюта. При встречном ветре, к примеру, далеко не улетишь, как ты ни владей этим сооружением.

Первым «летательным аппаратом» у Николая стал парашют-крыло ПО-9 серии 2, списанный аэроклубом. А разгонной полосой – местный горнолыжный склон. Иногда удавалось прицепиться к «Бурану». Это уже была система ПСБ (парашютная система буксировочная) – следующая ступень восхождения Николая в небо. В двухтысячном году у него появился первый парамотор. Он дал начало действительным полетам наяву.

«Крестным» Николая в этом деле стал Сергей Капустин из Череповца. Он помог начинающему авиатору не только советом по приобретению мотора, но и презентовал диск, на котором была изложена вся школа молодого мотопарапланериста. Освоив агрегат, Николай в полной мере осознал, что в мечте есть не только поэзия, но и польза.

Главное – соблюдать эшелон

– Обладатели мотопараплана по-разному относятся к появляющимся у них возможностям, – рассуждает Николай. – Тут как с мотоциклом: кто-то любит трюки, для кого-то важен сам процесс путешествия. У нас, правда, есть перед мотоциклистами преимущество. Узнавание земли с высоты птичьего полета! Я изначально был скорее туристом. Но когда переехал в Ярославль, окончательно сосредоточился на дальних перелетах. Тут буквально в любом направлении есть возможность собрать массу новых впечатлений. До сих пор вспоминаю, как я впервые увидел замок Понизовкина, когда полетел вниз по Волге. Потом пару дней не мог даже с женой ни о чем говорить, кроме как об этом. Конечно, и на Дальнем Востоке, и в Сибири есть на что посмотреть, но здесь буквально на каждом шагу – все новые и новые открытия.

Может сложиться впечатление, что освоить полет на аппарате тяжелее воздуха не труднее, чем на велосипеде научиться кататься. К тому же – ни тебе ГИБДД, ни пробок. А как же всякие самолеты-вертолеты?

– Многие не поверят, но так оно и есть, – объясняет парапланерист. – Я своего сына Георгия «поднял на крыло» после недельной наземной тренировки. А через год он помог уже своему другу Алексею взмыть в облака. Со второй попытки тот уже уверенно управлял мотопарапланом. Вот и последователи у меня появились – и я этим горжусь. Ведь если есть хороший инструктор и понимание сути процесса – хитрость невелика. С большой авиацией мы тоже не пересекаемся: наш эшелон (допустимые высоты полета) – от нуля до трехсот метров. При этом мы не летаем над запрещенными местами и режимными объектами. И при дальних перелетах стараемся не подниматься высоко. «Ходим пешком» по верхушкам деревьев.

Большая птица с мотором

Как выглядит земля с высоты птичьего полета, можно посмотреть на фотографиях. А вот как воспринимается мотопараплан теми, кто видит его с земли? Вопрос, конечно, не ярославцам, к этому зрелищу притерпевшимся. Между тем Николай с товарищами добирались аж до Мышкина, невзирая на то, что крейсерская скорость их аппаратов – километров шестьдесят в час. Сельские жители в массе своей настроены на редкость позитивно. Все-таки какое-никакое, а разнообразие. Поэтому, наверное, в деревнях мотопарапланеристов часто зовут на праздники.

Всевозможное зверье, братья наши меньшие, оценивают крыло с мотором как большую птицу. Утки, например, ныряют, подставляя глазам путешественника казенные части тела. Хищники – прячутся. Наиболее ярко выглядят цапли и выпи: заслышав и увидев объект, они пешком направляются куда-нибудь в заросли, стремясь, насколько возможно, сохранить неторопливость и достоинство. «Зажигают» и лоси, которые прячут морду в кусты, после чего стоят, вздыхая, и, возможно, думают: «Жена права – с мухоморами пора заканчивать».

Шутки шутками, но однажды парапланеристы серьезно помогли охотникам из Иваньковского охотлесничества. Объявившиеся там волки задрали нескольких лосят – и выгнать хищников из логова представлялось невозможным из-за обширных площадей и рельефа местности. Близилась весна, когда «санитаров леса» и вовсе не выследить, поэтому решено было воспользоваться услугами Николая и его товарищей – Волков мы не видели, – вспоминает пилот, – но звуки моторов заставили их занервничать, и они вышли прямо на линию стрелков. Тогда удалось избавиться и от самца, и от самки, то есть благодаря нам была уничтожена вся семья хищников.

Жарким и страшным летом 2010-го мотопарапланеристы предлагали свои услуги областному управлению МЧС. Правда, наши спасатели не очень поверили в эту затею. Их не устроили технические характеристики аппаратов. Скорость показалась маловатой, а также не впечатлили дальность и потолок. Странно, в мире эти качества летательных устройств оцениваются с однозначным знаком плюс именно в мониторинге лесных пожаров. Взгляд с высоты позволяет вычислить самые мелкие очаги возгорания. Мотопарапланы вовсю используют спецназ МВД и оперативные сотрудники госнаркоконтроля. Сверху незаконные посевы всяких нехороших растений как на ладони.

Парить всегда, парить везде!

– Для меня мотопараплан – это прежде всего крайне удобный и доступный инструмент познания мира, – говорит Николай Мигин. – Он легко помещается в багажник не самого большого легкового автомобиля, храню я его на балконе, обслуживания он требует не больше, чем мопед и параплан, вместе взятые. При этом предоставляет неимоверные возможности. Практически в любой стране мотопарапланерист свободен в выборе того, куда лететь. А самое главное – в выборе того, куда приземляться.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1iqf/
школа

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость