Главное:
318

Солярка бьет рекорды

Лишь три с небольшим месяца назад подорожал проезд в общественном транспорте областного центра, а автопредприятия уже готовят предложения о новом повышении тарифов

Поводом к этой непопулярной мере послужил резкий рост цен на дизельное топливо.
– Сейчас солярка дороже бензина, – возмущен заместитель директора ПАТП-1 Ярославля Александр Лукошков. – С ноября она подорожала с 18 до почти 25 рублей! В результате на топливо для городских автобусов мы тратим уже не 11 миллионов рублей, как пару месяцев назад, а 16. Такие расходы не были предусмотрены при расчете плановых убытков. Мы сейчас настолько ушли в минус, что вынуждены взять большой банковский кредит. Покрыть его можно из двух источников – выделением дополнительного финансирования из бюджета Ярославля или увеличением тарифа за проезд.

Контроль сверху

Необходимо срочно вводить государственное регулирование цен на нефтепродуктыТак считает член Общественной палаты области, президент Ярославского автотранспортного союза, руководитель ЗАО «Межавтотранс» Роберт Бестаев.
– Этот вопрос я ставил на слушаниях в Общественной палате еще осенью прошлого года, – говорит Роберт Иванович. – Тогда мы выслушали многих экспертов, предложили выступить участникам рынка нефтепродуктов и пришли к выводу, что без действенного механизма регулирования цен на бензин и солярку проблему не решить.
По его мнению, автоперевозчикам нужно написать коллективное письмо в Министерство транспорта России, а в случае необходимости – в федеральную Думу, председателю правительства. Ведь с учетом повышения цен на дизельное топливо расходы пассажирских автопредприятий области вырастут минимум на 300 миллионов рублей за отчетный период против тех цифр, которые ими планировались изначально. Такое увеличение затрат можно компенсировать только ростом тарифов. Грузоперевозчики – в еще более трудной ситуации. Если проблему не решить, они вынуждены будут переложить дополнительные расходы на промышленность, сельское хозяйство, торговлю, строительство.
– Всем известно, что себестоимость дизельного топлива процентов на 20 ниже, чем бензина. Именно поэтому транспорт в России в течение десятков лет постепенно переводился на солярку. И вот теперь, когда 85 процентов его работает именно на ней, дизельное топливо бьет ценовые рекорды, – возмущен Роберт Иванович. – Считаю, что откладывать решение этого вопроса ни в коем случае нельзя.
– Подобные ценовые пики мы переживали и ранее, – констатирует заместитель директора департамента дорожного хозяйства и транспорта области – председатель комитета по транспорту Алексей Федоров. – И всегда они требовали внесения существенных корректировок в бюджет.
Только вот в этом году на дополнительные бюджетные вливания рассчитывать особо не приходится. Да и не всем они положены.

Между тем, по словам заместителя директора департамента социально-экономического развития города мэрии Ярославля – председателя комитета по транспорту и связи Александра Болтовнина, на дотации из бюджета транспортникам рассчитывать особо нечего. Нет сейчас в городской казне лишних денег!
– Подорожание почти на треть дизельного топлива, которым заправляются 99% городских автобусов и муниципальных такси, если не принять срочные меры, может привести к банкротству автопредприятий, осуществляющих внутригородские перевозки пассажиров, – полагает он.
В числе этих мер называет новое повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте. И такие предложения в областной департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов, по его словам, уже готовятся.
Заместитель директора этого департамента – председатель комитета тарифов организаций коммунального комплекса и цен на потребительском рынке Александр Минькин обеспокоен тем, как ситуация на топливном рынке может повлиять на тарифообразование.
– Мы мониторим цены на нефтепродукты, размещаем их на своем сайте, но повлиять на них не имеем полномочий, – констатирует Александр Иванович.
Он рассказал, что еще год назад дебатировалось предложение о введении «расчетной формулы» для стоимости бензина и дизельного топлива, но споры так и закончились ничем. Понятно, что нефтяные компании в этом абсолютно не заинтересованы. У общества осталась чуть ли не единственная пружина воздействия на них – через Федеральную антимонопольную службу.
Управление ФАС по Ярославской области возбудило дело в отношении ОАО «Сибнефть-Ярославнефте­продукт» и ОАО «ТНК-Ярославль» по признакам нарушения запрета на картельный сговор. Признаки нарушения, как пояснила представитель управления Светлана Посельская, усматриваются в их согласованных действиях на товарном рынке.
– У ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт» рост оптовой цены на дизтопливо с октября по декабрь прошлого года составил 57 процентов, у ОАО «ТНК-Ярославль» – 44 процента. Розничные цены выросли у ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт» с 18,60 до 24,90 рубля за литр, у ОАО «ТНК-Ярославль» до 24,70 рубля, – проинформировала руководитель УФАС по ЯО Наталия Сибрикова.
Стоит ли добавлять, что заправки, принадлежащие этим двум игрокам рынка, совсем недавно числились за единой компанией «Славнефть», которой на паритетных началах владели «ТНК-ВР» и «Газпромнефть». Можно ли в этой ситуации говорить о реальной конкуренции?
Кстати, в октябре прошлого года Ярославское УФАС России уже пыталось призвать к порядку вышеназванные компании. Оно установило факт согласованных действий по установлению и поддержанию цен на рынке нефтепродуктов. Но – вот закавыка! – эти действия имели место в 2009 году, а точка не поставлена до сих пор: дело обжалуется в арбитражном суде. Обжалуется, хотя никаких штрафных санкций к фигурантам применять не предполагалось – УФАС просто пыталось обязать их с цифрами в руках обосновывать повышение цен. Сейчас такие объяснения, по мнению ярославских антимонопольщиков, голословны.
– По словам представителей нефтяных компаний, новое повышение цены на дизельное топливо обусловлено резким увеличением спроса на него, что может создать угрозу дефицита данного вида нефтепродукта, – пояснила Светлана Посельская.
Между тем аналитики предлагают другую версию – на цену повлияла суровая по европейским меркам зима, обусловившая повышенный спрос на горючее. А тут еще в Америке резко сократились запасы нефти из-за аварии на Трансаляскинском нефтепроводе, и Норвегия снизила добычу черного золота. В результате цена на нефть впервые за более чем двухлетний период преодолела планку 100 долларов за баррель.
Нам бы в нефтедобывающей стране этому радоваться… а мы готовы застрелиться. Ведь стоимость топлива заложена не только в транспортных тарифах, но и в себестоимости – с учетом перевозок – практически любой продукции. Да и о весенней страде думать надо.
Ольга ПЕТРЯКОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n169a/
транспортцены

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость